О необходимости введения налога на роскошь премьер Владимир Путин впервые заявил в середине декабря прошлого года во время прямого эфира с гражданами страны. Уже тогда он подчеркнул, что соответствующий законопроект, скорее всего, поступит в Госдуму не позднее начала 2013 года. Чтобы сроки были выдержаны, правительству была поставлена задача в течение этого — 2012 года — просчитать кадастр всей российской недвижимости. По-видимому, тогда премьер предполагал, что налог на роскошь разумнее ввести в рамках еще одного нового налога — на недвижимость. Этот налог пытаются внедрить уже с 2005 года, он должен включить в себя ныне действующие налоги на землю и имущество физических и юридических лиц. Однако камнем преткновения является то, что большинство региональных властей до сих пор не могут составить полноценные земельные кадастры. Соответственно, каким же образом власти намерены всего лишь за один год обнаружить все, например, загородные дома и дачи?
Видимо, поэтому Путин решил упростить задачу. И в предвыборной экономической статье, и на съезде РСПП 9 февраля кандидат в президенты уже говорил о том, что налог на роскошь — это не фискальная задача правительства, а «морально-этическое» обязательство крупного бизнеса. Чтобы была социальная справедливость. Очень актуальный перед президентскими выборами лозунг.
Правда, в правительстве все равно запутались. Так, в Минфине предлагают подождать до оформления налога на недвижимость, в который будет введена прогрессивная шкала. Сомневаются там и в результативности увеличения транспортного налога на автомобили с двигателями мощностью в 200–250 л.с. По данным Минфина, весь транспортный налог дает 1% от всех фискальных поступлений. При этом маломощные авто (до 150 л.с.) дают половину сборов. Так что даже удвоение ставки для мощных авто мало что даст.
Однако компромисс недавно предложили в Минэкономразвитии. Предлагается, в частности, не ждать налога на недвижимость, а уже в 2013 году повысить ставки налога на имущество, в которое включены квартиры и дома площадью более 1 тыс. квадратов, а также транспортный налог на машины с двигателями более 200–250 «лошадей». Впрочем, конкретных цифр — размеров ставок и сумм сбора — нет и в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Ряд экспертов подсчитал, что более 200–300 млрд. рублей в год с богатых не соберешь, особенно учитывая тот факт, что настоящая роскошь зарегистрирована у них за границей. Но на сбор этих миллиардов налоговая служба потратит свои бюджетные деньги. Так что фискальный выигрыш будет незначительным. Хорошо, если «морально-этический» кого-нибудь успокоит.