С другой стороны, выяснились любопытные подробности происшедшего. Оказывается, причиной приостановки деятельности туроператора стал отказ Мастер-банка в кредите. Возникает вопрос: почему здоровье (если не жизнь) наших граждан должно зависеть от того, что одна коммерческая организация отказала в кредите другой? И при этом обе формально не нарушали действующее законодательство.
Ответ кроется в особенностях туристического бизнеса. Он, как известно, сезонный. Понятие высокого сезона с мая по сентябрь и низкого сезона (февраль-март и октябрь-ноябрь) играет существенную роль. В низкий сезон у туроператора, как правило, возникает кассовый разрыв. Как мы уже писали (см. рубрику «Злоба дня» от 30 января), туристическая компания не делает в принципе ничего, что не мог бы сделать обычный человек. Она так же бронирует гостиницы и авиабилеты и при этом так же пытается выжать максимальные скидки у принимающей стороны. Для этого бронирует оптом и заранее, за полгода.
Но из этого следует, что основные расходы на высокий сезон туристические компании должны нести как раз сейчас, за полгода до его наступления. Они и несут, причем туда уходит не только вся текущая прибыль, но и львиная доля основных средств. Так что не остается даже мизерной суммы на выкуп обратных авиабилетов для уже выехавших туристов (как в ситуации с «Ланта-туром»).
Обычно и этого не хватает: кассовый разрыв туристические компании покрывают банковским кредитом. Именно это и хотели сделать в «Ланта-туре», именно этого и не получилось. В результате на текущем счету образовался ноль, если не минус. Нельзя утверждать, что Мастер-банк отказал в кредите на основании слухов о конфликте связанных с туроператором структур с правоохранительными органами. Можно лишь предположить, что банк, правильно оценив риски, решил кредит не выдавать. И он в своем праве.
Проблема в том, что риск кассового разрыва в низкий сезон характерен не для отдельного туроператора, а для отрасли турбизнеса в целом. Уже возникли слухи, что проблемы есть и у других туроператоров. Ситуация должна решаться системно, через страхование. Видимо, Ростуризму стоит предусмотреть механизм страхования не только в случае банкротства туроператора, но и для сглаживания сезонных рисков. В противном случае туроператоры, оставленные один на один с банками, обречены попадать в подобные ситуации.
МЕЖДУ ТЕМ
Председатель думского Комитета по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («ЕР») сообщил «МК», что «в ближайшее время» Госдума активизирует работу над законопроектом, который призван ужесточить контроль за финансовым состоянием участников этого сектора рынка и защитить законные интересы граждан. «Предлагается, в частности, обязать крупных туроператоров с годовым оборотом больше 100 млн. рублей проходить аудит», — напомнил депутат. Проект был принят в первом чтении еще летом прошлого года, но при подготовке ко второму чтению возникли проблемы: Российский союз туриндустрии и ФАС возражали против планов авторов документа обязать турагентства продавать путевки исключительно от имени и по поручению туроператоров. Никакого увеличения суммы фингарантий для крупных туроператоров законопроект пока не предусматривает, но г-н Руденский уверяет, что «к этому вопросу депутаты обязательно вернутся». «Совершенно очевидно, что одной из причин повторяющихся время от времени неприятных историй, вроде нынешней, являются недостатки законодательства», — считает он.
Как решаются проблемы с клиентами «Ланта-тура»
«Рынок погряз в демпинге, когда туры продаются по заранее заниженным ценам. Важно сказать, что порядка 40–45% туров продается в убыток и только 15–20% — по завышенным ценам. Такую ценовую политику рынка выдерживают не все компании. Но „Ланта-тур“ — абсолютный пример», — говорит пресс-секретарь Российского союза туроператоров Ирина Тюрина.
Крупные операторы демпингуют для того, чтобы переманить клиентуру. Они все больше снижают цены по дорогим направлениям, чтобы клиенты, сравнив общие цены на рынке, пришли именно к ним.
«У каких-то компаний есть финансовая подушка, у кого-то нет. Сама „Ланта“, хоть и была крупной компанией, все же шла за общими тенденциями рынка, работая в долг», — поясняет Тюрина. То есть по мере поступления денег ими затыкаются имеющиеся финансовые бреши фирмы. Важно учесть, что такие компании, как «Ланта-тур», ежемесячно на обслуживание собственных офисов, на выплаты зарплат тратят порядка 700 тысяч долларов. А помимо этого нужно платить еще за туры своих клиентов. Вот и получается, что кредитование — один из способов выживания.
«У „Ланты“ первые проблемы возникли с партнером-перевозчиком — „Аэрофлотом“. Речь идет о сумме порядка 30 миллионов рублей. Это не очень большие деньги, учитывая размеры компании. Но даже эту сумму самостоятельно погасить не удалось. Поэтому руководство обращается к следующему своему партнеру — Мастер-банку. Он отказывает в выдаче кредита. Оценив последующие риски и возможности, администрация туроператора прекращает свою работу», — констатирует причину краха Тюрина.
Однако потерпевшая неудачу компания имеет устойчивого страховщика — «Ингосстрах», который полностью взял на себя обязательства по выплатам. «На ближайшее время „Лантой“ продано до 100 туров. Средняя стоимость тура — 1300 долларов. Имеющегося резерва в 100 миллионов рублей, мы полагаем, хватит на возмещение ущерба и оплату претензий туристов», — говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
Что касается уже улетевших на отдых туристов, то, как уверяют чиновники, все клиенты смогут вернуться забронированными рейсами. Проблем с перевозкой нет. Даже в том случае, если кто-то захочет прилететь раньше, перевозчики в любом случае найдут резерв.
Однако есть проблемы с отелями и принимающими зарубежными компаниями. Многие, узнав о такой ситуации с их российским партнером, фактически набросились на наших туристов. Шантажом, угрозами и даже физической расправой пытаются получить деньги от прилетевших клиентов. «Это касается Таиланда, Индии, Индонезии, Вьетнама и даже Италии. Хочу сказать, что такое поведение незаконно и возмутительно. Принимающие стороны заключали договоры с туроператором, а не с людьми. Они соглашались работать в долг и подтверждали бронь. Поэтому все претензии они должны предъявлять компании-оператору», — объясняет пресс-секретарь РСТ.
Тем не менее есть случаи, когда прилетевших на отдых людей просят повторно заплатить за гостиницу. В этом случае, по совету юристов РСТ, если есть возможность, стоит заплатить за номер, но взять на ресепшн необходимые платежные документы. «Там должен быть указан размер, основания платежа и дата. После возвращения на родину это позволит правильно сформулировать требования к страховщику», — поясняет юрист.
Для тех, кто уже не смог улететь, действует другая инструкция. Им нужно поставить отметку на билет о том, что его не посадили на рейс из-за проблем с туроператором. Если отметку в аэропорту не ставят, то стоит сделать распечатку с сайта «Ланта-тура», где говорится, что с 27-го числа вылетов нет, и заверить ее у нотариуса.