18 ноября Госдума во втором чтении проголосовала за проект бюджета-2012—2014. После чего этот документ существенно корректироваться уже не будет. Третье чтение — фактически для проформы. Итак, речь идет уже фактически о действующем законе. Самое время разобраться, что нас ждет в главной сфере человеческого существования — денежной.
Как всем известно, бюджетная трехлетка принималась накануне думских и президентских выборов. Поэтому избиратели ждали от правительства нечто большего, чем в остальные, «невыборные» годы. Кое-кто из них и дождался. Но вот вопрос: того ли, на что надеялись?
Вернемся немного в прошлое. В мае 2006 года президент Владимир Путин опубликовал очередное бюджетное послание. Правительству, как полагается, давались прямые указания, как рассчитывать бюджет будущего, 2007 года. Тогда тоже были выборы в Госдуму, предшествующие президентским. Но при этом ситуация осложнялась тем обстоятельством, что вместо Путина, согласно Конституции, должен был прийти к власти новый президент. Но Медведеву нужно еще было набрать голоса для безусловной победы сразу в первом туре. Помимо прочего пришлось использовать и бюджетный ресурс.
Так вот, в послании-2006 Путин указал кабинету министров две цели: рост социальных расходов и уменьшение инфляции. С пропагандистской точки зрения ход беспроигрышный, но с реальной — крайне опасный. Не надо быть Нуриелем Рубини, предсказавшим кризис 2008-го, чтобы понять, что если государство резко увеличивает расходы не на национальное производство, которое потом даст конкретный продукт, а на социальные затраты, которые затем население понесет в магазины для закупки импорта, то рост потребительских цен неизбежен. А это значит, что инфляция сожрет все то, что дали с барского плеча перед выборами.
Так и случилось. Если в 2006 году инфляция не выбилась за 9% годовых, то в 2007-м было уже 11,9%. О том, что именно так и будет, я написал еще в мае 2006 года, за что тут же подвергся жесткой критике многих коллег — типа «зачем же расчесывать?». Все-таки социальные расходы первичны. И я с течением времени все чаще собирался отказаться от своих негативных взглядов на опережающий рост социалки: когда мы разовьем действительно инновационное общество?
Однако несколько дней назад руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич буквально меня потряс. Оказывается, мы вообще ни о чем не знаем. Государство только говорит о том, что повышает социальные расходы. А на самом деле заботится только о себе любимом. Вернее, о своих слугах.
Оказывается, если верить расчетам Гурвича, то в 2007 году реального увеличения социальных расходов (хоть на пенсии, хоть на образование и здравоохранение) не было в принципе. Странно. О чем же говорил Путин в мае 2006 года? Да о повышении окладов чиновникам. Гурвич выяснил (а не доверять ему просто нет смысла, так как его группа тесно связана с Минфином), что в 2007 году если и произошло заметное увеличение бюджетных ассигнований, то исключительно на создание государственных корпораций.
Как говорится, приехали. «Если получил должность в госкорпорации, — комментировал еще в 2007 году ситуацию тогдашний премьер, а сейчас глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков, — то и воровать не надо!»
Похожая ситуация разворачивается сейчас на наших глазах. Все деньги — не детям, а старикам (пенсии, и то они не увеличиваются, а сохраняются на рубеже 2010–2011 гг. с индексацией), а также силовикам. А учителям и врачам, а также на реальные нужды модернизации — фиговый листок. «МК» уже писал о том, что в бюджетной трехлетке-2012—2014 расходы на образование и здравоохранение уменьшаются в среднем на 4% бюджетных затрат по сравнению с 2011-м. Зато военные расходы удваиваются и добираются до 18,8% бюджетных затрат и 4% ВВП. Не иначе мы уже воюющая держава. Только с кем? К сожалению, напрашивается ответ: с собственным народом. Потому что с учетом роста расходов на полицию к 2014 году треть федерального бюджета будет тратиться на силовиков. Для сравнения: на здравоохранение — 3,2%, образование — 3,4%.
Тот факт, что на социальную политику в 2014-м потратят 28,6% бюджета, не должен обманывать. Эти деньги предназначены исключительно на поддержание госрасходов, брошенных на повышение пенсий в 2009–2010 гг. на 45%. Конечно, ветеранов надо поддержать. Но при этом нужны источники финансирования на долгие годы вперед. Наше правительство надеется на солидарность нынешних поколений. Это похвально. Но при одном условии: нам надо заработать. А правительство об этом думает в последнюю очередь. Финансирование экономики до 2014 года также падает.
Замкнутый круг. Подают ветеранам — отнимают у их внуков. И в любом случае получается нереальный бюджет. Уже сейчас готовый к секвестру.