Правительство направило в Госдуму свои поправки к проекту бюджета на 2012–2014 годы. Одна из них гласит: правительство получает право перераспределять средства между разделами, подразделами, статьями и видами расходов в связи с принятыми им же, правительством, решениями «об оказании... дополнительной социальной поддержки граждан и поддержки организаций в объеме до 200 млрд. рублей». То есть у кого-то обещанные средства отнимут, а на что-то — дадут...
Нет сомнений в том, что, как и другие предложения правительства, это будет без поддержано думским большинством. Тем более что в преддверии выборов обсуждение главного финансового плана страны идет в облегченном режиме: депутатские головы забиты предвыборными хлопотами, а заседание Комитета по бюджету и налогам, который должен обсудить все поправки и принять по ним окончательное решение, состоится лишь 15 ноября, в день и во время (!!!) пленарного заседания. Почему не в понедельник, когда пленарного заседания нет? Неофициально в Думе говорят, что «до вторника просто никого не собрать»... Второе чтение бюджета намечено на 18 ноября.
Много это или мало — 200 млрд. рублей? Судите сами: в 2012 году расходы на культуру в целом составят 94 млрд., то есть в 2 с лишним раза меньше.
Другой вопрос, насколько это законно — тратить казенные деньги без получения предварительной санкции парламента? К сожалению, законно. Во время кризиса 2008–2009 годов в Бюджетный кодекс неоднократно вносились т.н. антикризисные поправки. Кризис, как уверяют власти, вроде бы закончился, но антикризисные меры никто не отменял — более того, в последнее время Госдума один за другим принимает законы, продлевающие их действие еще на несколько лет. Так что предложение о солидной «заначке», считает член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева («СР»), — «всего лишь продолжение практики, которая была внедрена во время кризиса и очень понравилась правительству». А именно: «деньги на конкретные цели заранее не расписываются в бюджете и расходуются по усмотрению исполнительной власти на разные нужды. Потом уже по факту произведенные расходы утверждаются Госдумой». В предыдущие годы такие «заначки» назывались «антикризисными фондами», напоминает г-жа Дмитриева, и тратились в основном на поддержку банков, игру на бирже и взносы в уставные капиталы квазигосударственных и частных компаний. И суммы в них были сопоставимые с теперешним изобретением — «предвыборным» фондом: до двухсот миллиардов рублей.
На что могут быть потрачены эти средства? Конкретного ответа у депутатов пока нет. Зампред Комитета по бюджету и налогам Александр Коган сообщил «МК», что «можно лишь предполагать, о чем идет речь. Возможно, о выделении дополнительных средств на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной, полицейских и военнослужащих. Поставлена задача поднять зарплату бюджетников до среднего по региону уровня, но пока непонятно, насколько бюджеты субъектов Федерации потянут ее выполнение».
Между прочим, о том, что денег на обеспечение жильем ветеранов войны не хватит, говорилось в заключении думского Комитета по делам ветеранов еще к первому чтению бюджета, а о проблемах с обеспечением жильем военнослужащих — на заседаниях Комитета по обороне. И еще в заключениях профильных думских комитетов говорилось о недопустимом сокращении расходов на субсидии по оплате услуг ЖКХ и на ЖКХ вообще и о том, что это ставит под угрозу программы переселения граждан из ветхого жилья... А на повышение зарплат бюджетникам до среднего по региону уровня никаких специальных средств вообще не заложено.
Теперь правительство, само создав проблемы с финансированием ряда направлений своей социальной политики, будет «одарять» обиженных из специального фонда. А глава правительства (он же — кандидат в президенты) снова выступит в столь любимой им роли «отца родного»...