31 октября посредник в переговорах между Россией и Грузией президент Швейцарии Мишлин Кальми-Ре должна была встретиться в Батуми с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и обсудить окончательный вариант двустороннего соглашения по условиям вступления России в ВТО. Об этом сообщила замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. До этого Кальми-Ре уже побывала в Москве, где встретилась с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Каландадзе подчеркнула, что в предложенном Швейцарией компромиссном варианте учтено главное требование грузинской стороны: «не делать дифференциацию между оккупированными и неоккупированными территориями Грузии».
Напомним, ранее Грузия согласилась пустить Россию в ВТО в обмен на международный мониторинг грузов, ввозимых из России на территории Абхазии и Южной Осетии. Прецедентов, когда ВТО выделяет постоянных международных наблюдателей на таможню какой-либо страны, за всю историю существования организации пока не было. Пока отношения России и Грузии далеки от хороших, Россия могла бы, например, передавать эти данные в Генсовет ВТО или раз в год предоставлять таможенную статистику специальной международной комиссии. Но в какую юридически-дипломатическую обертку ни заверни это действие, все равно оно умаляет суверенитет России, а также суверенитеты республик, которые наша страна не так давно признала вопреки всему миру. Так стоит ли идти на эти уступки, чтобы поставить точку в 18-летней эпопее с переговорами? Тем более что вчера же главный российский переговорщик по ВТО Максим Медведков сообщил, что рабочая группа по присоединению России к ВТО в ходе неформальных многосторонних консультаций в целом одобрила итоговый доклад по вступлению РФ в эту организацию.
«Рабочая группа, если мы завершим все необходимые процедуры, состоится уже 11 ноября, и если решение рабочей группы будет положительным, то 15 декабря на министерской встрече может завершиться процесс вступления России в ВТО, еще после этого понадобится ратификация», — объяснил вчера на брифинге в Москве помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Но если что-то пойдет не так, то Россия «пролетает» мимо декабрьской конференции министров стран ВТО в Женеве. В следующий раз это представительное собрание будет созвано только через два года. Впрочем, Россия может вступить в ВТО и без всякой Грузии — через генсовет организации, набрав 2/3 голосов стран-членов. Но, во-первых, это произойдет не 15 декабря, а значительно позже — в лучшем случае в конце марта. А соответственно, не будет записано в «актив» нынешнего главы государства. С другой стороны, вступление в ВТО ценой умаления суверенитета страны — жемчужина с изъяном в любом политическом капитале. Однако входить во всемирный таможенный клуб через голосование — это как получить не платиновую, а всего лишь золотую клубную карту. Блестит так же, но тот, кто разбирается, поймет: моральный статус у такого членства ниже, при равном наборе привилегий. Так вступал в ВТО только Эквадор. Но в присутствии России в ВТО заинтересован весь мир, а значит, можно надеяться, что при любом раскладе будет найден вариант, при котором страна «сохранит лицо» при вступлении.
Материалы по теме: