— Как всегда, начнем с общей характеристики...
— У нас были бюджет упущенных возможностей, бюджет спада, бюджет стагнации, прошлогодний мы называли «бюджетом затягивания в трясину необдуманных решений и провальных реформ». А сейчас перед нами — венец кудринских творений: бюджет, захлебывающийся в дорогостоящих ошибках, количество и масштаб которых уже не могут быть нейтрализованы ростом цен на нефть. Неразбериха — его отличительная черта. Бюджет опять представлен в Госдуму в таком виде, что использовать при его изучении современные компьютерные программы нельзя, и, чтобы понять что-либо, приходится заниматься раскопками буквально вручную. Классификация (группировка доходов и расходов с присвоением ей кодов. — «МК») стала еще более запутанной, расшифровки цифр в самом бюджете нет. Есть лишь аналитические группировки, подготовленные Минфином, хотите им верьте, хотите — нет...
Закрытость расходных статей позволяет в пропагандистских целях манипулировать цифрами, вводя в заблуждение не только рядовых россиян, но и высших должностных лиц. Вот наглядный пример: инновации. Как много хороших слов сказано! Отдельно выделенного функционального раздела «наука» теперь в бюджете нет, и узнать, сколько всего выделяется на эти цели, нельзя. Но, чтобы отвечать вредным людям вроде нас, в аналитической группировке Минфина утверждается, что в 2012 году общие расходы на науку составят 323 млрд. В 2011 году было 228 млрд. Рост аж на 42%! Откуда? Осуществляем раскопки и выясняем: чтобы показать хорошие результаты, к этому разделу просто приписали расходы на космос (75,6 млрд. рублей), которые в прошлом году сюда не входили.
— То есть реального увеличения почти нет?
— Почти в 2 раза увеличены расходы на развитие гражданской морской техники, на космос дадут больше, на исследования в области здравоохранения — незначительно больше, но расходы на многие другие прикладные исследования заморожены. Если же говорить о фундаментальной гражданской науке, то здесь сокращение абсолютное: 94% от уровня прошлого года. Приоритетной статьей расходов наука так и не стала. Зачем инновации, если можно делать манипуляции?
«Разница кому-то достается»
— А что вы имеете в виду, когда говорите о дорогостоящих ошибках?
— Это и провальная пенсионная реформа. Это и дорогостоящие амбициозные проекты — Олимпиада, форум АТЭС, ряд инвестиционных проектов (150–160 млрд. ежегодно)... И вместо прямых бюджетных инвестиций по проектной смете, которые потом можно хоть как-то проверить, мы опять видим бесконтрольные взносы в уставные капиталы различных компаний! Перечисление счастливчиков-получателей — на нескольких страницах. Зачем тогда было приватизировать или акционировать все это? Бюджет должен финансировать лишь свои прямые функции или казенные предприятия! Было бы понятно, если бы мы увеличивали долю государства в этих компаниях ради плавной национализации, но такой цели не заявлено.
А особые экономические зоны? А новая затея — ОАО «Туристический кластер Северо-Кавказского региона»? Около 16 млрд. рублей в 2012 году... Но самая дорогостоящая ошибка — привычная политика занижения доходов (расчеты делаются исходя из заниженной цены на нефть и инфляции) и пополнение Резервного фонда. Цена ее в 2012 году, по нашим прогнозам, может составить около 1,5 трлн. рублей.
— То есть вы, в отличие от правительства, считаете, что дефицита в 877 млрд. рублей в следующем году быть не должно?
— Бюджет-2012 — уникальный: в нем изначально планируются и дефицит, и профицит в одном флаконе. В 2010 и 2011 годах так получалось по факту исполнения, когда прогнозировали дефицит и займы на его покрытие, занизив доходы, потом доходы оказывались существенно больше, но займы все равно осуществлялись в запланированном объеме и направлялись в Резервный фонд. При этом деньги занимали под 7–8% на внутреннем рынке, а размещали в составе золото-валютных резервов ЦБ, Резервного фонда под 1,3–1,4% в чужой экономике. Если бы такие операции осуществил менеджер коммерческого предприятия, его судили бы за мошенничество и обвинили в подведении предприятия под ложное банкротство... В 2011 году займы составили 1,1 трлн. рублей, а Резервный фонд пополнили на 925 млрд. рублей. Теперь запланировали взять в долг 1,3 трлн. рублей и пополнить Резервный фонд на 512 млрд. Даже если считать, что доходы посчитаны Минфином правильно, зачем занимать лишние 512 млрд. рублей под 7–8%, если можно просто не пополнять Резервный фонд? При этом расходы на обслуживание госдолга вырастут в 2012 году на 121 млрд. рублей. Растет и внешний частный долг...
— Но Сергей Степашин недавно в Госдуме заявил, что ошибки 2008 года учтены и столь внушительной кредиторской задолженности у бизнес-структур сейчас нет.
— Все возвращается на круги своя. Внешний частный долг квазигосударственных и негосударственных компаний (а опыт показывает, что государство и по этим долгам у нас отвечает) — 470 млрд. долларов, прирост на 120 млрд. долларов по сравнению с падением после кризиса.
— Почему же государство так активно занимает?
— Когда вы свои деньги кладете под 1% в зарубежную экономику, а занимаете под 7–8%, разница кому-то достается. Кому? Это вопрос к правоохранительным органам и Росфинмониторингу...
Если же подвести итог, ошибочные решения ежегодно съедают львиную долю федеральных средств, а экономию, «оптимизацию» бюджетных расходов предлагается осуществлять за счет сокращения базовых функций социального государства в области здравоохранения, образования, инфраструктуры.
«Берут тему, поиграются, а на следующий год забывают»
— В 2012 году в полном объеме вступит в силу закон о новом механизме финансирования бюджетных учреждений. Это нашло свое отражение?
— Конечно. Средства, которые раньше выделялись на содержание бюджетных учреждений, теперь идут как субсидии некоммерческим организациям (все БУ станут НКО. — «МК»). Но мы уже не можем определить, что там внутри: сколько заложено на зарплату, налоги, оплату услуг ЖКХ. «Субсидии» — и все. Остается только верить расшифровкам Минфина. Написано, например, что субсидии посчитаны исходя из необходимости проиндексировать зарплату федеральным бюджетникам с 1 октября 2012 года на 6% — таков официальный прогноз инфляции. Но если так, отставание индексации зарплаты бюджетников от инфляции составит почти 20% (в 2009 и 2010 годах официально цены росли на 8,8% ежегодно, но индексации зарплат не было. — «МК»). То же самое — 6% индексация — рекомендовано регионам, значит, отставание зарплаты в образовании и здравоохранении от среднего уровня по экономике сохранится.
— А как же обещание Путина за 2 года довести зарплату учителей до средней по промышленности?
— Может, обещание и есть, но в федеральном бюджете я этого не вижу, и в бюджетах субъектов никаких дополнительных средств на индексацию зарплаты бюджетникам не заложено. Кстати, замораживаются — то есть не индексируются в зависимости от инфляции, что по факту означает сокращение, — большинство позиций из национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение»: расходы на совершенствование онкологической помощи, денежные выплаты участковым врачам, дополнительная диспансеризация работающих граждан, надбавки за классное руководство... С учетом того, что в 2011 году многие медицинские центры были загружены квотами на 50–60%, совершенно недостаточно увеличение расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь на 20%. Значит, как платили люди из своего кармана за дорогостоящие операции, так и будут платить.
К сожалению, соблюдено общее правило: берут какую-то тему (наука, нацпроекты, поддержка семьи и детей), поиграются с ней, а на следующий год забывают, и появляется новая игрушка. Теперь приоритетом стали законы о полиции и о повышении денежного довольствия военнослужащим — отсюда и значительное увеличение расходов на правоохранительные органы (46%) и национальную оборону (20%). Нельзя сказать, что бюджет не позволяет сделать скачок по этим направлениям, — надо просто по-другому все остальные статьи расходов планировать.
— В целом расходы на образование и здравоохранение в 2012 году все-таки вырастут?
— Незначительно, чуть выше уровня инфляции. На образование — на 7,8%, на здравоохранение — на 9,4%. Ситуация с расходами на культуру намного хуже: они и в 2012 году снижаются в абсолютном значении.
— Как скажется на бюджете снижение общей ставки страховых взносов с 34% до 30%?
— Правительство почему-то считает, что потеря в доходах будет — 270 млрд. рублей, хотя общая ставка снижается всего на 4%, а с зарплат свыше 512 тыс. рублей в год возьмут 10%. Впрочем, подробных расчетов не представлено...
Вознаграждения членам советов директоров, бонусы, дивиденды по-прежнему взносами не облагаются. Раньше правительство нас пугало — мол, облагать большие доходы нельзя, потому что это автоматически приведет к увеличению пенсионных прав богатых, и Пенсионный фонд не сможет обеспечить выплату гигантских пенсий олигархам. Но теперь-то решено, что все дополнительно собранное идет на солидарную часть пенсии, то есть не приводит к увеличению выплат каждому конкретному гражданину! Почему же нельзя облагать взносами бонусы и дивиденды? А какой стимул у представителя среднего класса с зарплатой в 50–60 тысяч в месяц требовать с работодателя уплаты страховых взносов, если сколько он ни заплати — все равно работник обречен на маленькую пенсию?
— Дефицит Пенсионного фонда сохраняется?
— Пенсии проиндексируют на 9%, но фактический дефицит бюджета ПФ составит 1 трлн 900 млрд. Это больше, чем в этом году. Причем о стабильности налоговой системы остается лишь мечтать: все нововведения — лишь на 2 года.
Как скукожить регионы
— Счетная палата в заключении на проект бюджета констатирует, что число регионов-доноров в 2012 году сократится до 11 из 83 (сейчас их 14). В каком направлении развиваются межбюджетные отношения?
— Перед бюджетом правительство ставит задачу «эффективной децентрализации полномочий». Видимо, имеется в виду намерение взвалить на регионы новые расходы и забрать доходы. Считается, что расходы региональных бюджетов сократятся в 2012 году из-за того, что финансирование полиции в полном объеме станет осуществлять бюджет федеральный. Никто не считал, насколько быстро регионы от этого бремени смогут освободиться, но дополнительные полномочия на 70 млрд. рублей «взамен» им передают: выплата пособий при устройстве детей-сирот в приемную семью или семью опекуна, социальная поддержка жертв политических репрессий в полном объеме, переподготовка безработных, содержание техникумов... Одновременно на федеральный уровень отбирается часть акцизов на алкоголь и госпошлина за регистрацию транспортных средств (около 90 млрд. рублей), а помощь регионам из федерального бюджета сократится до 89% к уровню 2011 года. Справятся ли все регионы с новыми задачами — сказать трудно. Очевидно одно: идет скукоживание их доходной базы, а в качестве спасательного круга предлагается возможность сокращения сети школ, больниц и библиотек и перекладывание на население расходов по ЖКХ.
— А почему расходы на ЖКХ сокращаются так резко — на 42%?
— Правительство утверждает, что в 2011 году завершатся программы обеспечения квартирами ветеранов войны и военнослужащих. Однако это далеко не так. При этом нацпроект «Доступное жилье» будет профинансирован лишь на 78% к уровню 2011 года. А подраздел «Благоустройство» составит 2% (!!!) от нынешнего: не заложены расходы на капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий и проездов. Это под выборы было, а выборы уже пройдут... Никаких решений других проблем коммунальной инфраструктуры не предлагается.
— Может быть, их возьмут на себя на местах? Минфин утверждает, что с наполняемостью бюджетов и их исполнением ситуация в регионах неплохая...
— У регионов нет Резервного фонда, они так же, как Минфин, занижают доходы бюджета, а потом его исполняют. Они планируют индексацию зарплат бюджетникам в 6% при инфляции в 10%, а потом вдруг обнаруживается, что у учителей она — 70% от средней по региону. Дома престарелых горят, школы рушатся и закрываются, города замерзают, жилье разваливается, а очередь на социальное жилье — 20–30 лет... И они так же, как федеральный центр, отучились осуществлять расходы, готовить проектно-сметную документацию. Зато профицит — не потому, что денег много, а потому, что они не умеют деньгами управлять. Разучились. Теперь разучатся планировать и зарплату бюджетникам, начисления на нее и коммунальные расходы — зачем заморачиваться? Достаточно прописать субсидию одной цифрой...