Не секрет, что Онищенко в качестве главы Роспотребнадзора очень удобен нынешней власти. С 2004 года он негласно играет роль теневого министра иностранных дел России. Правда, лишь с одной функцией: как только в Кремле назревает очередной конфликт с той или иной страной, Онищенко тут же находит какие-нибудь пестициды и другие гадости в той продукции, которую импортирует враждебно настроенная сторона. В свое время под запрет попадали и молдавские вина, и хлорированные американцами куриные окорочка. Из-за проблем с документами (еще один эффективный рычаг Роспотребнадзора) невъездными оказались молочные продукты из Белоруссии. Сегодня Онищенко присматривается к коньяку из Приднестровья, где тамошний президент не в угоду Кремлю решил идти на очередной срок. Но, пожалуй, самым резонансным оказался запрет в мае 2006 года на минеральную воду и вина из Грузии.
И вот по прошествии 5 лет поставки грузинских товаров могут возобновиться. «Пожалуйста, приходите. Условия поставок вам известны. Мы посмотрим ваши предприятия, поскольку мы их давно уже не видели, с 2006 года. Затем вы дадите нам образцы продукции, мы их зарегистрируем», — описал процедуру возвращения Онищенко, добавив, что 9 октября он получил официальное заявление от семи производителей о желании поставлять вино на российский рынок. Конечно, это далеко не первое сообщение о том, что грузинское вино может вернуться на наш рынок. Тема отмены запрета поднималась Онищенко при любом удобном случае, в том числе и на встрече с представителями грузинской оппозиции. Последние же консультации непосредственно с виноделами из Грузии якобы состоялись как раз накануне переговоров с Тбилиси о вступлении России в ВТО, когда Кремль еще не утратил надежду на успех. По итогам той встречи Геннадий Онищенко заявил, что грузинская продукция может появиться на российском рынке уже в этом году. Многие аналитики считают, что подобные заявления главного санитарного врача есть некое информационное прикрытие того, что позиция грузинской стороны по поводу принятия России в ВТО двигается в положительную для нас сторону.
Смущает во всей этой истории только одно — «МК» попросил представителей Роспотребнадзора назвать имена тех семи грузинских компаний, готовых возобновить импорт. В ответ мы получили какие-то невнятные оправдания: якобы такой информации пока нет, раскрывать ее нельзя, сначала нужно провести экспертизы по качеству продукции и вообще «все новости читайте на нашем сайте». Звонки крупнейшим грузинским производителям тоже ни к чему не привели — «Телиани Вели», «Тбилвино», «Бадагон», никто из них не подтвердил, что обращался в Роспотребнадзор. У ассоциации малого и среднего бизнеса Грузии также нет каких-либо сведений об обращении грузинских виноделов к российским официальным органам. Председатель ассоциации Георгий Исакадзе уверен, что никто из грузинских виноделов и не подумает возвращаться на российский рынок, пока не решатся политические вопросы двух стран. «В бизнесе самый большой фактор — это калькуляция риска. Я думаю, что наши бизнесмены научились нормально калькулировать. Если начать экономические отношения с завтрашнего дня и не будет никаких гарантий, что через неделю это все прекратится, — такой подход рискован для любого бизнеса», — считает он.
Тем не менее грузинская сторона считает, что Россия технически не сможет сохранить эмбарго на товары из Грузии в связи с созданием Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. В этих странах в любом магазине в свободной продаже имеются и грузинские вина, и «Боржоми».
Мнение эксперта
Вадим ДРОБИЗ, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка:
— Наш потребитель однозначно нуждается в грузинских товарах. Я очень надеюсь, что в скором времени наладятся контрабандные поставки из Белоруссии и Казахстана. Официально ничего не появится, пока грузинский вопрос не сядут решать настоящие политики. Онищенко — это совершенно не тот человек. Что касается качества грузинских вин, быть может, оно и стало лучше, но не стоит забывать, по каким законам работает российская сторона. Все упирается в дороговизну алкоголя. Наши импортеры старались привезти самое низкокачественное дешевое вино, которое максимально дорого перепродавалось здесь. И тот же Роспотребнадзор до поры до времени выдавал на это свои сертификаты. От того запрета мы не получили ни политических, ни экономических дивидендов, а пострадавшие страны от нас попросту отвернулись. Я убежден, что если бы конфликт по качеству был цивилизованно решен в 2006 году, никакого военного конфликта в Южной Осетии не было.
Материалы по теме: Здравствуй, “Боржоми”, здравствуй “Киндзмараули”