Радетели российского среднего класса, не ждите, что опорное сословие в стране появится автоматически, с развитием экономики, повышением зарплат и появлением новых технологий. Прогрессивное налогообложение доходов богатых — вот тот политико-экономический инструмент, что ведет к увеличению численности среднего класса и уменьшению социального расслоения в обществе. Не спорьте, лучше умных послушайте.
Вот что писал об истории снижения социального расслоения и появлении среднего класса в Америке нобелевский лауреат по экономике 2008 г. П.Кругман: «В 1920-е годы налогообложение не очень обременяло богатых американцев. Самая высокая ставка подоходного налога равнялась всего 24%… Однако с развертыванием Нового курса богачи столкнулись с налогами, крайне высокими не только по сравнению с 1920-ми годами, но и по сегодняшним меркам. Верхняя планка подоходного налога… была поднята до 63% в период первого президентства Ф. Д. Рузвельта и до 79% — в годы второго… Отчасти это привело к тому, что богатство стало менее концентрированным: в 1929 году наиболее состоятельная одна десятая процента американцев владела более чем 20% национального богатства, а в середине 1950-х — лишь 10%».
В результате на протяжении жизни всего лишь одного поколения американцев с конца 1920-х до середины 1950-х в Америке появился мощный средний класс, получавший высокие зарплаты, обладавший качественным медицинским обеспечением, имевший возможность жить в собственных, пусть и небольших, домах, передвигавшийся на недорогих собственных автомобилях.
А знаете, почему решение о повышении порога госдолга в США было воспринято Обамой и многими демократами с горечью? Потому что благодаря лоббистским усилиям богатых республиканцев из экономической программы американской администрации исчезли пункты о повышении налогообложения «жирных котов» — максимального подоходного налога (сегодня — 40%) и налога на прибыль корпораций (ныне — от 15 до 39% в зависимости от величины прибыли и организационно-правовой формы компании).
Зачем все это Обаме? Затем, что нынешний уровень социального расслоения в США сравним с периодом начала Великой депрессии.
Но тогда, 60–70 лет назад, уменьшение социального неравенства и появление в Америке среднего класса стало возможным благодаря политическим решениям (тому самому Новому курсу), непосредственно затрагивающим экономику. Нам же, россиянам начала третьего тысячелетия, по-прежнему внушают, что плоская шкала подоходного налога, или налога на доходы физических лиц (НДФЛ), — это неоценимое завоевание путинских налоговых новаций.
Вранье.
Поступления от НДФЛ действительно выросли, но поднимались они в тесной привязке к повышению заработных плат, и если сравнить сегодняшние доходы бюджета от взимания НДФЛ с первыми годами существования «плоской шкалы» — эта зависимость проявится предельно четко. Нынешнее правительство зорко стоит на страже интересов богатых, выступая не только против введения прогрессивной системы НДФЛ или сохраняя ставку 9% при налогообложении дивидендов российских физлиц, но и освобождая буржуазию от уплаты страховых взносов при годовом доходе, превышающем 38,6 тыс. рублей в месяц (с 2012 г. — 42,7 тыс. рублей в месяц).
Как вводить прогрессивную шкалу подоходного налога? Ответ прост: щадяще.
Доходы до 50 000 рублей в месяц (600 000 рублей в год) должны облагаться по прежней ставке — 13%. С доходов от 50 001 до 150 000 рублей в месяц (до 1 800 000 рублей в год) нужно брать 18%. Наконец, с доходов свыше 150 000 рублей в месяц следует взимать 24%. По таким же ставкам нужно облагать доходы, полученные в виде дивидендов. А вот НДФЛ с индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и всех, кто занимается частной практикой, желательно оставить на прежнем уровне (6 или 15%). С них, впрочем, многого и не возьмешь: за 2010 г. от этой публики поступило всего 10,8 млрд. рублей.
Критически важное дополнение. Под НДФЛ не должны подпадать любые доходы, не превышающие минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 июня 2011 г. МРОТ в России составляет 4611 рублей. Фишка в том, что в регионах МРОТ разный. В Москве с 1 сентября 2011 г. МРОТ будет равен 10 900 рублей, а в Подмосковье с 1 июня 2011 г. — 7229 рублей. Ориентироваться нужно на региональные показатели. Кстати, в 2010 г. эти два региона стали абсолютными лидерами по собираемости НДФЛ: при общем объеме сборов по стране в 1 трлн 789,6 млрд. рублей на Москву пришлось 24,0%, на Московскую область — 6,0%.
Кто попадет «под раздачу»? Если верить данным Росстата, от НДФЛ будут полностью освобождены приблизительно 5,8% населения. Не менее 82,8% будут уплачивать подоходный по действующей ставке 13%. Выходит, прогрессивная шкала налогообложения коснется менее чем 11,4% занятых, то есть тех самых «королей», что обеспечивают вопиющее социальное расслоение. Сегодня с 0,7% налогоплательщиков собирается до 30% всех взносов по подоходному налогу!
НДФЛ — налог региональный, говоря по-другому, деньги поступают в региональные (1,26 трлн. в 2010 г.) и местные (0,53 трлн. в 2010 г.) бюджеты. Эффект же от введения прогрессивной шкалы будет более чем триллионный. А это значит, что у территорий наконец-то появятся деньги для приведения в порядок социальной инфраструктуры — школ, больниц, детских садов, помощи малоимущим. Тут вряд ли найдутся оппоненты. Но будут ли «уклонисты»? Безусловно, куда ж без них.
Приблизительно 10% населения не платит налоги принципиально, считая, что так проявляется, по выражению Дж. Кэмпбелла, «культурно санкционируемая форма протеста против репрессивного и коррумпированного политического режима». Короче говоря, власть они не любят, и, согласимся, во многом заслуженно.
Еще 10% трудоспособного населения занято в «сером» секторе, изначально не предполагающем никаких налоговых выплат. Когорта таких работников чрезвычайно широка — здесь и строители, и нелегальные бомбилы, и частные репетиторы, и мелкие торговцы, и прочие теневики-цеховики. С ними боролись и при 13%-ной налоговой ставке, да только особых успехов что-то не видно. Потому что крышуют их либо силовики, либо чиновники.
25–30% получают часть зарплаты «в конвертах», потому что так их работодатели повышают конкурентоспособность своего дела. Это претензии к правительству, создавшему столь «сладкие» условия для ведения бизнеса, а также к фискальным органам, коррупционно не замечающим очевидного налогового воровства. Первое, что сегодня должен сделать начинающий предприниматель, — найти «своего» налогового инспектора, иначе — скорое разорение.
Остаются 50% — работники крупных и средних предприятий, естественных монополистов, госучреждений, где действуют иные способы формирования «доходов» — от «откатов» до офшоров. Там, по большому счету, все равно, каким будет НДФЛ: рост налоговых ставок постараются перенести на издержки. Если позволят государство и рынок, конечно. Но государство, как уже говорилось, охраняет интересы богатых, а потому разрешит.
С офшорами отдельный разговор. С ними можно бороться на законодательном уровне, но для начала имеет смысл ввести увеличивающий коэффициент 3 на все налоги и сборы (кроме налогов на фонд оплаты труда), уплачиваемые предприятиями, в собственниках которых числятся офшоры и кипрские фирмы, в зависимости от доли собственности, записанной на офшорные и кипрские прокладки. К примеру, принадлежит 80% предприятия офшору — значит, 80% налогов (за исключением зарплатных) будут уплачиваться в тройном размере.
Ничего, пусть взвоют, грабители.