между тем
<p>Накануне, в четверг вечером премьер Владимир Путин побывал в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Вместе с губернатором Валентиной Матвиенко он посетил концерт, посвященный 50-летию побратимских отношений северной столицы с Дрезденом. А за кулисами познакомился с проектом Орловского тоннеля под Невой.</p> <p>В фойе раздавался смех Николая Баскова, автографы раздавала Диана Вишнева, Елена Образцова обмахивалась веером от жары. Именно она стала фавориткой вечера. Владимир Путин жаждал видеть оперную приму и слышать в ее исполнении партию старухи из “Пиковой дамы”.</p> <p>Перед началом высокие гости говорили речь. Матвиенко, перепутав ораторов местами, объявили вместо мэра Дрездена. И губернатор вышла на сцену вместе с ним. А пока мэр говорил, Валентина Ивановна не знала, куда деваться. Она стояла в позе игрока перед пенальти и с таким лицом, что Владимир Путин не выдержал и прыснул в кулак.</p> <p>Когда же даме дали слово, она прочла свою речь сразу от начала до конца, забыв о переводчике и не давая вставить ему ни слова…</p> <p>После первого отделения Путин и Матвиенко отправились в один из залов театра, где стоял макет Орловского автодорожного тоннеля. Он соединит берега Невы в районе Смольной и Свердловской набережных, будет двухуровневым и шестиполосным.</p> <p>— Это нужный проект, — одобрил Путин. — Он недешевый — около 2 миллиардов долларов, одну треть берет на себя федеральный бюджет…</p> <p style="text-align: right;"><strong>Наталья Черных</strong></p>— Нефтянка — курица, которая несет золотые яйца, — начал с очевидного Путин. — В прошлом году Россия вышла на первое место по добыче нефти. В этом году добыча может быть даже чуть больше — где-то 508–509 млн. тонн.
На этом хорошие новости для руководства нефтяных компаний, собравшегося в здании местного ДК, кончились. Дальше премьер приступил к перечислению грехов.
— По своей структуре отрасль откатилась на середину 50-х годов прошлого века, — был безжалостен ВВП. — Наша страна — крупнейший производитель нефти — терпит дефицит нефтепродуктов. Из добываемых 500 млн. тонн перерабатывается менее половины, и то это первичная переработка. Тот же мазут.
И даже первичной переработкой нефтяники занимаются с оглядкой на личную выгоду. Об этом говорят цифры, приведенные Путиным. Производство мазута выросло аж на 28,7%, а внутреннее потребление при этом сократилось на 20%. “Вы куда его гоните? “— задал вопрос премьер. И сам же ответил: “За границу, на переработку”.
Неудивительно, что при таком раскладе мощности НПЗ устарели — в развитие вкладываться невыгодно. Нефтяники отправляют сырье на экспорт, получая сверхприбыли. “Я с сожалением говорю, что большинство наших компаний не выполнили своих обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти, при этом в полной мере воспользовались льготой со стороны государства”, — констатировал ВВП. А ведь, выпрашивая льготу, бизнесмены обещали отремонтировать НПЗ! Но обманули — и это чревато убытками для бюджета. При этом страдает запас прочности рынка. “Любая авария, ремонт НПЗ дестабилизируют ситуацию, — напомнил Путин. — Провоцируют дефицит, рост цен”. Здесь премьер привел в пример ситуацию на заводе “ТНК-BP”, сопроводив его ремаркой: “Надеюсь, они не специально”.
Затем Путин обратился с эмоциональным призывом к нефтяникам: “Помните — вы работаете в Российской Федерации. Вы используете недра, но они остаются собственностью российского народа”. По мнению премьера, нефтяные компании должны нести ответственность за обеспечение внутреннего рынка качественным топливом. “Считаю, что объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти”, — заявил Путин. Пропорцию добычи и переработки он предлагает отразить в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн. А те, кто будет срывать обязательства по техперевооружению НПЗ, нарвутся на “изъятие необоснованной прибыли”.
Ручное управление поставками нефти и продуктов из нее на внутренний рынок уже вводили в советское время — все это было чревато коррупционным всплеском. Не исключено, что покупать себе возможность выхода на экспортный рынок наша “курица с золотыми яйцами” начнет и теперь.