30 апреля Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о “существенном упрощении процедуры” прохождения обязательного техосмотра или “полной его отмене”. Второй вариант всерьез не рассматривался, и было решено доработать и принять почти 2 года пылившийся в Госдуме законопроект, который предлагал лишь перераспределение денежных потоков: коррупционных, от ГИБДД — к автодилерам. Когда за дело взялась рабочая группа во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, в “долю” вошли еще и страховщики. Суть концепции переписанного заново законопроекта в двух словах можно выразить так: “без талона ТО не заключишь договор ОСАГО”, а значит, легально по дорогам не поездишь. Штраф за нарушение правил техосмотра предлагается поднять до 500–800 рублей.
Получить талон можно, заключив договор с любым оператором-частником в любом месте, вне зависимости от того, где зарегистрирован автомобиль. Но — за плату. Законопроект не говорит о ее размере, предельный уровень должны устанавливать региональные власти, руководствуясь методикой расчета, разработанной Федеральной службой по тарифам. Законопроект лишь уточняет, что плата должна зависеть от объема работ и типа транспортного средства. В Госдуме полагают, что речь может идти о суммах, представляющих собой среднее между нынешней госпошлиной за ТО и размером регионального коррупционного платежа в карман сотруднику МВД.
Так как проходить ТО не требуется первые три года после покупки нового автомобиля, а потом, до достижения им возраста 7 лет, достаточно появиться у оператора раз в два года, совершенно очевидно, что новые правила в первую очередь ударят по карманам “счастливых” обладателей старых и изношенных автомобилей, то есть не самой богатой категории автовладельцев.
Право заниматься новым видом бизнеса получат все, кто пройдет через процедуру аккредитации при Всероссийском союзе автостраховщиков (ВСА) и попадет в открытый для ознакомления для всех реестр операторов ТО. В пункте ТО может быть и один техник-эксперт с необходимым оборудованием и компьютером — чтобы ежедневно отсылать данные о выданных талонах ТО в единую информационную систему. Но аккредитация не бесплатна, ее цену, как и прочие детали, связанные с процессом, определит позднее “уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти”. Глава думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев (“ЕР”) полагает, что уточнением связанных с аккредитацией вопросов займется Министерство экономического развития.
Чтобы предотвратить монополизацию рынка, в тексте прописана необходимость соблюдения “нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами ТО”. Если их недостаточно — контролирующий федеральный орган (судя по всему, создаваемое при МЭР Агентство по аккредитации) обязан будет направить представление властям региона о необходимости исправить ситуацию.
Контроль за организациями, проводящими ТО, у полиции отбирается, но зато остается право вести единую автоматизированную информационную систему, в которой должны собираться все сведения и об операторах, и о владельцах автомобилей, прошедших ТО. За нарушение правил предоставления сведений сотрудники полиции смогут выписывать штрафы: по 3–5 тысяч рублей с должностного лица и по 30–50 тысяч рублей с лица юридического, то есть поле для коррупционных злоупотреблений уменьшается, но не уничтожается. Г-н Шишкарев объяснил “МК”, что без ГИБДД пока не получается — единая база есть только у них, но в перспективе предполагается передать ее ведение страховщикам. До 1 января 2014 года пройти ТО можно будет и на существующих сейчас при ГИБДД пунктах инструментального контроля. Но уже с 1 января 2012 года на рынок смогут выйти и частники, которые попали в заветный реестр, заплатив деньги ВСА.
Назвать новые правила менее коррупциогенными можно, а более простыми и понятными — язык не поворачивается.
Материалы по теме: Коррупцию лишат колес, Леонид Ольшанский: “Репрессиями порядок на дорогах не навести!”