МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Михалков нараспашку

Режиссер ответил на все вопросы

Знаменитый режиссер, давший в последнее время немало пищи для обсуждения в СМИ и Интернете, решил прямо ответить на все удобные и не очень вопросы. Итак, будет ли Никита Сергеевич президентом, что он думает про "Цитадель", судьбы Отечества и "мигалки".

Обо всем этом и многом другом режиссер рассказал, отвечая на вопросы журналистов портала РБК и сетевой общественности.

- Пойдет ли Михалков в президенты?

- Если рассматривать президентство как костюм, то это было бы очень занятно. А если серьезно, каждый должен заниматься своим делом. Я считаю, что могу быть полезен в том, что делаю, в моей независимости. Я даже не пошел ни на одну из чиновничьих должностей, которых мне достаточно предлагали, так как понимаю, что став чиновником, ты становишься человеком команды. А если стал человеком команды, ты во многом ограничен, ты можешь быть чем-то недоволен, можешь бросить службу, но все равно следуешь тем правилам игры, по которым играет команда. Мне интереснее иметь свое личное мнение по любому поводу и высказывать его на любом уровне, что я собственно и делаю. Считаю, что это мое преимущество, и я бы не хотел менять его ни на что.

Власть как таковая меня не интересует, меня интересует власть над моими произведениями, и я стараюсь не допускать какого-либо волюнтаризма со стороны над тем, что я делаю.

- Вы можете стать лидером "Справедливой России"?

- Как можно стать лидером пустоты? Быть лидером нуля - это сильно мазохистское занятие. У меня есть намного более интересные занятия, чем делать из нуля что-то (хохочет).

О границах стеба и Медведеве на параде.

- Сейчас все человекообразное подвергается осмеянию, остракизму и стебу. Как бы меня ни пытались потом обвинить: “Да что он несет!”, я уверен, никогда не сможет жить полноценной жизнью большая страна, если в ней нет чего-нибудь такого, над чем нельзя стебаться. Не потому, что тебя в тюрьму посадят, а ты сам не можешь. Ты не можешь вслух сказать, что твоя мать проститутка, не можешь, даже если это правда, у тебя язык не может повернуться.

В течение всего этого времени идет вымывание национальной ДНК. Вы посмотрите на Парад 9 мая. Неужели не чувствуете, что скукоживается огромный пласт и выходит, что верховный главнокомандующий может принимать парад, сидя, как в театре. Это же не назло сделано, а потому что пропускается мимо. А вместе с этим пропускаются и другие довольно важные вещи: отношение к воинам, то, что они все на одно лицо и в одинаковой форме, и только по дикторским текстам можно понять, кто это.

- Как должна развиваться Россия?

- Революция сверху, эволюция снизу, просвещенный консерватизм как основа политической системы и идеологии. Первый поступок под знаменем просвещенного консерватизма - введение смертной казни. И не для того, чтобы кого-то убить, а для того, чтобы осознание неотвратимости такого наказания могло бы остановить того, кого остановить еще можно.

- Как воспитать нацию, которой можно гордиться?

- Трагичность русской истории заключается в том, что прозрение всегда приходило через кровь, через унижение, через страх - и это ужасно. Но проблема в том, что для России результаты слабой власти или безвластия намного кровавей и страшней, чем результаты любой диктатуры, даже самой кровавой. Я понимаю, то, что я говорю, должно ввести в шок либеральную интеллигенцию, но я достаточно много занимался этим вопросом.

Россию погубила великая русская литература.

- И я вам скажу более криминальную вещь. Я согласен с Василием Розановым, который говорил, что Россию погубила великая русская литература. Народническая, демократическая. Николай Некрасов: “Вот парадный подъезд, по торжественным дням…" Все это было смело, талантливо и по большому счету в результате становилось классикой, но тем не менее вымывало нравственные основы, после чего убивают Столыпина и все заканчивается кровавой бойней. 1917 год начался не в 1916-м, а лет за 150 до этого. Мы почему-то ненавидим Александра III, который это понял и сразу стал тушить. Он сказал своему сыну Николаю: “Запомни Ники: у России нет друзей, нашей огромности боятся. У России только два союзника - армия и флот". Чистая правда, и до сих пор так .

- Нужна ли обществу цензура?

- Я думаю, что нужна. Вопрос в том, кто цензор. Надо точно понимать ее границы. В Думе долго спорили, что такое порнография: никто так и не понял. Я совершенно убежден, что цензура нужна. Важно только - кто этот цензор. Лесков, как в прежние времена, или идеологический отдел ЦК. Ужас в том, что, прикрываясь мыслью и фразой “Пусть все цветы цветут” и пользуясь демократическим принципом, мы снимаем с себя ответственность за все.

- Есть ли  примеры того, что  должна была бы не пропустить цензура?

- Больше всего это касается телевидения. Там я бы не пустил, условно говоря, “Дом-2”, но разговор идет не о конкретном запрете, это ничего не меняет, просто будет запрещена какая-то программа, а надо запрещать делать какие-то вещи.

Вот яркий пример: группа “Война” получает премию “Инновация”, в которой принимает участие Министерство культуры. Я считаю, что с точки зрения технологии и замысла гениально придумано - за 60 секунд или 3 минуты нарисовать 60-метровый член с учетом того, что когда мосты будут разводиться, он будет смотреть прямо на окна ФСБ. Придумано колоссально, как придумка - это круто! Но это хай-тек, придумка, это не художественное произведение. А если это художественное произведение, тогда будьте любезны дать народу на это смотреть на постоянной основе. Выложите рисунок мрамором, и каждый раз, когда поднимается мост, белый мраморный член будет смотреть в окна ФСБ. Идите до конца! Запретить это - глупо. Энергетика этих ребят с их талантом может быть замечательно созидательной. Это стеб, это классная придумка, и тот, кто это придумал, действительно человек талантливый. Но давайте разделять придумку и художественное произведение. Потому что для того, чтобы сделать эту акцию, не нужно учиться в академии рисовать, как Илья Репин. Нужны только взгляд на жизнь, смелость и азарт. Поэтому запретить - глупо: сделали, так сделали, но если вы за член даете художественную премию, тогда будьте любезны увековечить его, чтобы это было памятником тому, что вы считаете искусством.

- "Утомленные солнцем-2" вызвали шквал критики в СМИ и Интернете. Как вы к этому относитесь?

- Погодите, вы читали эти статьи? Разве они критикуют картину? Они пересказывают ее в уничижительно-оскорбительном варианте. Потому что очень страшно, если фильм реально затронет душевные струны народа. Потому что проще народу присобачить “Яйца судьбы”, чтобы он вместе с авторами дожидался полной и окончательной гибели национального кинематографа. Когда предполагают, что я сниму кино, которое станет журчащим фоном для чвакающего попкорна, заблуждаются: я ни при каких условиях не буду такого снимать, я просто не умею и учиться этому не хочу.

Меня обвиняют, что я предал русский народ, который воевал. Это же бред! Оценивать картину и ее унижать в связи с тем, что она не является историческим документом - это все равно, что человек, который читает сказку, скажет: “Какой ковер-самолет, он что - больной? Как ковер может летать? Как из жабы может получиться женщина красивая? Вы что мне рассказываете?” “Цитадель” - фольклорное кино, притча. Там самое главное - общая связь одного с другим, а не исторические события.

Люди смеются на картине: не ржут, а смеются и плачут. Что для меня важнее: точка зрения дурака или эмоции, которые зритель потратил? Я с огромным удовольствием разговариваю с людьми, которые хотят разобраться, если чего-то не поняли и их интересует моя точка зрения. Они обсуждают кино, а не меня. А когда кричат: “Вон отсюда человека с мигалкой, что он может снять?” Ну, идите вы в…, я с вами разговаривать не буду, у вас своя компания для таких разговоров, а у меня своя для других.

- Чем вы займетесь после "Утомленных солнцем"?

- Ближайший план, если Бог даст, это картина по мотивам “Солнечного удара” Ивана Бунина. Сейчас им и занимаюсь: съемок пока не начали, готовим материал.

И, конечно, у нас лежит потрясающий сценарий, называется “Жизнь и гибель Александра Грибоедова”, я думаю, на 20 серий большого телевизионного фильма, внутри которого будет 2 фильма. То есть разные ситуации: “Утомленные солнцем-2” - 2 фильма и 13 серий, а теперь будет 20 серий и 2 фильма.

- Собираетесь ли вы снимать что-то про постсоветскую Россию?

О последней 20-летке я бы хотел снять сагу вроде “Однажды в России” - смесь “Крестного отца” с “Однажды в Америке”. Действие продолжается все эти 20 лет от начала и до сегодняшнего дня. Это будет серьезная большая криминальная драма со всеми аксессуарами сегодняшнего дня.

- Не хотите ли вы экранизировать "Мастера и Маргариту"?

- Нет. Это великое произведение, и я считаю, что оно должно оставаться в литературе. Герои приобретают плоть, становятся слишком зависимыми от того, кто снимает, они не должны быть такими осязаемыми. Я думаю, каждая история в отдельности могла бы быть экранизирована, скажем, история Пилата или Москва, или история Маргариты и Мастера, но все вместе нельзя. Это мое личное мнение.

- С кем из звезд Голливуда хотелось бы поработать?

- У меня очень хорошие товарищеские связи с Джеком Николсоном и с Робертом Де Ниро. Из тех, с кем бы мне было интересно поработать, эти двое. Еще Бред Питт, Шон Пенн, думаю, что Спейси, великолепна Мерил Стрип - это те актеры, которые реально работают по системе Станиславского.

- Какое кино из последнего произвело на вас впечатление?

- Это, конечно, “Король говорит” - замечательная картина, кстати, провалилась в нашем прокате полностью. Это не Никита Михалков снял, это не о войне, это потрясающая психологическая драма с колоссально продуманным идеологическим дном. Представьте себе, что фильм был бы про заикающегося сына мясника в лавке в Ирландии или под Лондоном, а здесь короли, стройная история. С каким пафосом король говорит в конце картины с нацией о войне. Это волнует, это настоящее национальное кино.

- Десятка русских классических фильмов, которые нужно было бы изучать в школе, если бы в программе вместе с литературой появился бы кинематограф?

- Конечно, “Броненосец “Потемкин”! “Земля” Александра Довженко, “Андрей Рублев” Андрея Тарковского, "Девушка с коробкой" и "Окраина" Бориса Барнета, "Война и мир" и "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука, "Начало" Глеба Панфилова, "Жил-был певчий дрозд" Отара Иоселиани, "Сорок первый" Григория Чухрая, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа, "Я шагаю по Москве" Георгия Данелия, "Тихий Дон" Сергея Герасимова.

- А ваши работы?

- Все. (хохочет) Даю повод постебаться.

- Как боретесь со своими бесами?

- Исповедью и причастием.

- Ваше отношение к войне в Ливии?

- Я за Каддафи!

- Кто из мировых политиков является для Вас эталоном?

- Уинстон Черчилль, а из российских - Петр Столыпин, Александр III.

- Вы себя причисляете к интеллигенции?

- Я себя не причисляю.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах