Питерский рэп и московские яйца
По традиции лучшие места для первомайских акций получили прокремлевские партии. Для их шествия и митингов перекрыли Тверскую улицу. При этом единороссы и эсеры по полной программе поэксплуатировали популистскую коммунистическую риторику.
Шествие эсеров вообще напоминало советскую демонстрацию. Море знамен (только не красных, а оранжевых) и “лопатки” с ликами членов правительства. Лишь приглядевшись, можно было заметить, что портреты министров снабжены едкими подписями: “Кудрин, где наши деньги?”, “Левитин, где хорошие дороги?”, “Христенко — могильщик промышленности” и — самая лаконичная “Фурсенко — кол”.
У единороссов было меньше флагов и портретов, но больше шариков. В итоге обе партии собрали на митинг тысячи по три человек, большинство из которых явно скучали и не слушали ораторов. Единороссы скучали на Тверской площади, а эсеры — на Пушкинской.
Несмотря на разную партийную принадлежность, ораторы говорили одно и то же. “Нет росту цен на бензин. Повышать зарплату, а не квартплату!” — кричал Левичев на Пушкинской. “Людей беспокоят тарифы на ЖКХ”, — отзывался эхом с Тверской голос председателя ЦИК “Единой России” Андрея Воробьева.
“Чиновники говорят, что народ плохой, не чтит законов, не хочет модернизации. Но это они сами ничего не хотят делать”, — распинался эсер Артем Хромов. А в ответ с Тверской доносился голос Сергея Собянина: “Мы будем благоустраивать подъезды, строить новые станции метрополитена, бороться с равнодушием и мздоимством чиновников”.
“Страна разворовывается. Олигархи и чиновники ежедневно крадут у народа по миллиарду рублей. Вот результат работы этой власти”, — говорил эсер Гудков. А Борис Грызлов перед мэрией с этим даже не спорил: “Нужно качественнее регулировать трудовые отношения, добиваться роста зарплат и пенсий, защищать права и интересы работников”.
Поскольку обе партии тесно дружат с профсоюзами — кучки заблудившихся профсоюзных активистов метались между площадями, пытаясь разобраться, к какой из акций примкнул их профсоюз.
Г-н Шмаков присоединился к единороссам и клеймил “взбесившихся олигархов”: “Они хотят, чтобы мы работали по 60 часов в неделю за ту же зарплату… Если бизнес не несет социальной нагрузки и он неответственен, то необходимо его забрать и национализировать”. Эсеры на Пушкинской тоже требовали отнять и поделить. Но не только собственность, а еще и голоса избирателей, которые, по их убеждению, приватизировала партия власти. Для пущей убедительности эсеры пригласили на сцену питерских рэперов, которые зачитали произведение следующего содержания:
Сколько нужно процентов?
Сколько нужно голосов?
Почем нынче Родина?
Почем голоса?
Русь справедливая.
Питерские рэперы приехали на Первомай в Москву к эсерам, а бывший главный эсер — Сергей Миронов, наоборот, укатил в Питер с депутатом Госдумы от своей партии Оксаной Дмитриевой, проигнорировав столичную акцию. Ему скоро избираться в городское заксобрание, и это важнее, чем говорильня на Пушкинской.
Кстати, Миронова в Питере ожидала неприятность: на митинге “ЕР” спикер городского парламента Вадим Тюльпанов предложил отозвать Сергея Михайловича с поста спикера Совета Федерации. Идея собравшимся настолько понравилась, что единороссы даже внесли отзыв Миронова в резолюцию митинга. Впервые питерские единороссы пригрозили Миронову отзывом еще позапрошлой зимой, когда он в телеэфире подверг критике лидера партии Путина. С тех пор отношения Миронова с главной фракцией питерского парламента только ухудшались. Осенью даже был сорван плановый отчет Миронова перед заксобранием Северной столицы.
А столичному градоначальнику Первомай слегка омрачили два яйца, пущенные кем-то из толпы, когда он подошел к микрофону возле мэрии. Одно из них попало в ногу Сергею Собянину. Но ни один мускул не дрогнул на мужественном лице градоначальника...
Зюганов похвалил Обаму
У коммунистов было самое длинное в этот день шествие — от Октябрьской площади (так коммунисты называют Калужскую) до Театральной. Почти 4 километра — непростой маршрут для пожилых людей, нагруженных транспарантами и знаменами. Поэтому на митинге они выглядели вялыми и измученными.
Во время нелегкого пути Геннадий Зюганов охотно раздавал интервью и даже похвалил президента: “Мы слышим от него правильные лозунги: “модернизация”, “борьба с коррупцией”, “выдвижение толковых и талантливых людей”. К сожалению, на деле модернизацией пока и не пахнет в стране, которой приходится закупать за рубежом трактора, так как нет своих, в стране, где за год произведено всего семь гражданских самолетов. В ответ на слова президента правительство Путина предложило нам на ближайшие десять лет такую программу, в случае реализации которой от РФ останутся рожки да ножки”.
Зюганов шел на фоне плаката “Принятие антикризисной программы КПРФ” и охотно раздавал брошюру с этой программой, изданную 2 года назад. Мысли о том, что ситуация с тех пор изменилась, мировой кризис прошел первую волну и та программа просто протухла, у него не возникало.
На полпути коммунистическая идиллия была разрушена геями. Секс-меньшинства с радужными флажками неожиданно пристроились к колонне. Возмущенные ленинцы стали их выталкивать из своих рядов, но те упирались. Колонна встала, и дело запахло дракой. Организаторы шествия побежали за ОМОНом, и бойцы вскоре оттеснили гомосексуалистов, а демонстрация возобновилась.
Наконец — трибуна на Театральной. Товарищ Зюганов начал с воспоминаний: “Ровно двадцать лет назад по Красной площади шли колонны трудящихся, которым говорили: “Больше социализма, больше демократии и перестройки”. Под этими лозунгами пятая колонна в стране ликвидировала Советскую власть, разрушила СССР, предала нашу державу, и спустя двадцать лет мы видим результаты этого погрома. В то время, когда Обама, выступая с ежегодным посланием, говорил о том, что надо улучшить преподавание математики, надо каждый второй доллар вложить в модернизацию и биотехнологии, Фурсенко сидел у Путина и представлял ему свою программу образования. В ней нет русского языка, в ней не нашлось места для литературы и истории... Другая важнейшая проблема — безопасность. Она сегодня в руках человека, который не может нормально сформулировать пять предложений. Его фамилия то ли Сердюков, то ли Сундуков, и он никогда не командовал даже батальоном. Мы должны осознать, что впереди у нас не просто декабрьские и мартовские выборы. Это поле битвы, на котором будет решаться судьба державы”.
Следом за партийным лидером глава московских комсомольцев Туренко призвал собравшихся улучшать демографическую ситуацию, размножаться, что произвело сильное впечатление на большинство собравшихся — измученных шествием ветеранов.
В резолюции митинга значились традиционные для коммунистов тезисы: национализировать природные ресурсы, повысить налоги, подавить коррупцию и “вернуть украденное будущее”.
Мир—труд—май, гастарбайтер, уезжай!
На удивление спокойно и даже тускло прошли 1 мая от метро “Октябрьское поле” до “Щукинской” русские националисты. Поскольку мероприятие было согласовано с властями, организаторы постарались держать пришедших в рамках. Мощная охрана, состоявшая из милиции и бойцов внутренних войск, откровенно скучала, периодически отгоняя лишь слишком настырных репортеров.
Собственно, и построение колонны, и лозунги были традиционны. Впереди, как всегда, шел Союз православных хоругвеносцев. За ним ехал вполне себе американский “Хаммер”, из которого доносились патриотические песни, в том числе о том, что Америка должна быть разрушена.
Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и “Славянская сила” (преемник запрещенного “Славянского Союза”) составляли основной костяк. Кричалки и транспаранты у них были довольно обычные: “Мир—труд—май, гастарбайтер, уезжай!”, “Русским — русская Москва, отменить 282”. Были, правда и антисемитские, и антикавказские выкрики, которые теоретически подпадают как раз под статью 282 “разжигание розни”. Со своей символикой прошлись и сторонники полковника Квачкова, обвиняемого ныне в подготовке насильственного свержения власти. Отдельной группой шли адепты наци-стрейт-эйдж. Они призывали сопротивляться путем ведения здорового образа жизни — спорт, отказ от алкоголя, наркотиков и телевидения.
Поскольку митинг организаторам проводить не разрешили изначально, то в конце шествия Белов (ДПНИ), Демушкин (СС) и Боровиков (Русский фронт освобождения “Память”) спели в мегафон “Катюшу”, вместе с толпой несколько раз возгласили: “Христос Воскресе!” — и спокойно разошлись.
“Руки прочь от туловища!”
В полдень около метро “Трубная” собралась молодежь — скандируя абсурдные лозунги, она прошла до Чистопрудного бульвара. А чуть позже движение “Солидарность” провело свое первомайское шествие, завершив его фестивалем искусств и политического протеста.
“Монстрация” — неполитическая акция — прошла вчера в Москве. В ней приняли участие более 200 человек, преимущественно молодежь. Они собрались возле метро “Трубная”: там уже стояли двое активистов с плакатом в руках: “Завоевание галактики начнется здесь”.
Некоторые пришли в костюмах — например, можно было увидеть тигра в сапогах-скороходах (более известных как “джоли джампер”, или прыгающие ходули). Момента отправления собравшиеся ожидали под музыкальное сопровождение — один из активистов, сев на асфальт в позу лотоса, играл на флейте. Услышав звук “горна”, а в данном случае его роль выполнила ярко-оранжевая пластиковая труба, колонна двинулась по Рождественскому бульвару.
“Это арт-акция. Когда молодежь выходит и выдвигает непредсказуемые лозунги, это очень пугает систему. Несмотря на то что никаких политических лозунгов не было, было очень много милиционеров — как у любого политического мероприятия”, — рассказал один из организаторов “Монстрации” Александр Батурин. А обеспечивать порядок на аполитичном мероприятии были призваны значительные силы правоохранительных органов.
Сначала участники громко скандировали: “Битлджус”, а потом принялись призывать “Петросяна”. Сотрудники полиции лишь удивленно наблюдали за “монстрантами”. Не уступали лозунгам и плакаты участников: “NOOB тоже человек”, “Сдай кровь — спаси вампира”, “Гладь гусей — ломай стереотипы”, “Руки прочь от туловища”, “Долой наркоту — даешь молоко”… Фантазии участников можно было только позавидовать. Главным лозунгом дня стал — “Лучше бы работать шли”. Пока колонна двигалась в сторону Чистопрудного бульвара, над головами участников развевались “флаги” — наволочки, штаны, а у кого-то это даже были цветастые трусы.
По словам организатора “Монстрации” Михаила Маглова, акция не преследовала никаких целей, это был всего лишь способ самовыражения людей, пришедших туда. “Монстрация — это не политическое мероприятие. Тем не менее это такая точка соприкосновения художественной составляющей с политической и творческой. Многие, кто приходит на “Монстрацию”, — у них есть вопросы к обществу, к правительству, к государству. Но они не готовы сейчас поддерживать какие-нибудь политические партии — их не устраивает данный спектр, который существует”, — рассказал он.
Подходя к памятнику А.С.Грибоедову, “монстранты” стали скандировать: “Горе от ума!”. Проход к памятнику был прегражден рамками металлоискателей — хотя никакого продолжения в виде митинга не было запланировано. Тем не менее сотрудники правоохранительных органов стали призывать собравшихся проходить за ограждение. Но собравшиеся стали расходиться…
Напомним, что у монстраций в России довольно давняя история — первую подобную акцию творческая молодежь Новосибирска устроила 1 мая 2004-го. Впоследствии одного из ее главных организаторов, художника Артема Лоскутова, задержали сотрудники Центра по противодействию экстремизму. Ему инкриминировали хранение марихуаны, а также планирование “ряда противоправных действий общественного характера”. Но после ряда массовых акций в поддержку художника он отделался штрафом, а в этом году стал лауреатом премии “Инновация” — за проект “Монстрация-2010”. Сам г-н Лоскутов 1 мая поведал, что монстрации в этом году организовали не только в 20 городах России, но еще и в таиландской Паттайе, Молдове и на Украине…
Некоторые участники первомайской “Монстрации” потом направились к метро “Добрынинская”, где в это время должно было начаться первомайское шествие движения “Солидарность”.
Акцию было видно издалека: над толпой десятки воздушных оранжевых шариков и флагов того же цвета. По некоторым оценкам, в мероприятии приняли участие порядка 500 человек. Слева и справа колонну активистов сопровождали полицейские.
“Солидарность требует перемен. Перемены требуют солидарность” — с таким лозунгом 1 мая выступили активисты движения. Колонну, кстати, возглавляли барабанщицы. Шествие закончилось на Болотной площади — где уже открылся Фестиваль искусств и политического протеста.
Один из лидеров ОДД “Солидарность” Сергей Давидис со сцены рассказал собравшимся о мероприятии: “Сейчас в вашем распоряжении ресторан “Обещания Путина”, выставка политического плаката и будка гласности”. В ресторане всем желающим предлагался “шашлык из политических обещаний”: он представлял собой деревянные шпажки с нанизанными на них бумажками “с обещаниями”, к примеру — “Россия — лидер мировой экономики”. Другой “аттракцион” на площади — “Гласбудка”, где каждый желающий мог высказать все свои претензии к правительству на видеокамеру. А вдоль берега реки была развернута выставка политических плакатов.
Материалы по теме: “Ты меня не первомай”, "На Тверской костерили чиновников".