Он был подготовлен рабочей группой с участием представителей 7 партий, которую по решению Кремля создали после скандала, случившегося осенью 2009-го: тогда 3 из 4 думских фракций покинули зал заседаний в знак протеста против грязных региональных выборов.
Насколько актуальна проблема голосования на дому — говорят результаты последних региональных выборов 13 марта: в среднем не способными дойти до участка оказались 5—7% проголосовавших, а по данным доклада ассоциации “Голос”, в ряде регионов (Тамбовская, Тверская, Курская, Кировская области и др.) таких от 10 до 18%. Чуть ли не каждый пятый-шестой...
И вот предлагается обязать органы соцзащиты не позднее чем через 10 дней после объявления выборов подавать в избиркомы списки незрячих и неходячих инвалидов, а также граждан старше 80 лет. Требовать урну на дом запретят не за 4, а за 6 часов до закрытия участков. Ограничат и число урн для выездного голосования — в зависимости от числа избирателей на участке, но не больше 3. Правда, территориальная комиссия может позволить приготовить еще одну, дополнительную урну, но лишь в строго перечисленных в проекте случаях: например, если по спискам инвалидов и глубоких стариков на участке — больше 100. Причем, выезжая с участка с урной, можно взять с собой лишь на 5% бюллетеней больше, чем число заявлений о желании проголосовать на дому.
Кстати, до 2005 года ограничение по числу выносных урн в Законе “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...” было: не больше трех, но в ходе “путинской” реформы избирательной системы исчезло.
Один из авторов проекта, справоросс Михаил Емельянов заявил “МК”, что “ситуацию эти предложения улучшат — если впредь при 5 инвалидах по списку на дому проголосует 150 человек, это уже будет основанием для проверки”. Но проблему фальсификаций и злоупотребления административным ресурсом на выборах такие меры, уверен он, не решат: “это вопрос общей политической культуры и внесения более радикальных изменений в законодательство”.
“Микроскопическими” назвал эти меры лидер “Яблока” Сергей Митрохин. Он сообщил, что партия предлагала большой пакет предложений, но почти все из них оставлены без внимания. Речь идет о закреплении в законе права избирателя и наблюдателя знакомиться с содержанием книги, где содержатся сведения об избирателях и том, проголосовали они или нет: “сейчас эти документs можно получить лишь по суду”.