Это не первый пример, когда этническая общность легализуется с помощью переписи. В 2002 году воспользовались своим правом на национальное самоопределение крещеные татары и казаки, которых по переписи оказалось более 140 тыс. Но в России сибиряки все же сродни эльфам, а не казакам, полагает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. Национальность — это и сходство генов, и культур, и исторические традиции. “А Сибирь по этому признаку очень неоднородна”, — говорит он. Смирнов рассматривает такое самоопределение как форму социального протеста и тревожный сигнал для власти: “Потеряв графу “против всех”, россияне нашли другие способы выразить недовольство”.
Напомним, в сентябре интернет-сообщество “Настоящие сибиряки” призвало жителей Сибири в графе о национальной принадлежности написать “сибиряк” или “сибирячка”. “МК” связался с одним из инициаторов сентябрьской акции — Александром Коноваловым из Красноярска. “Мы добивались не отдельной национальности, а того, чтобы власти обратили внимание на процессы, которые происходят в стране, и в Сибири, — сказал он. — Проблемы заключаются в отсутствии федерализма, в отношении к Сибири как к сырьевому придатку, откуда все выкачивают. Если Новосибирск и Красноярск еще развиваются, то маленькие города вообще нет. Я не думаю, что люди очень хорошо живут в Рязани, к примеру, но житель Рязани может поехать отдохнуть в ту же Москву... А выделение сибиряков в национальность — это пока скорее формальный плюс. Так как закон не дает особых прав национальностям. Хотя это лучше, чем ничего. Некоторые зависимые от многих структур СМИ написали о том, что мы сепаратисты. Мы хотели бы через “МК” заявить, что это не сепаратизм, это совершенно другое.