Можно было бы, конечно, собраться и напротив Кремля — в принадлежащем ФНПР Колонном зале Дома союзов. Но депо — символичнее, дает понять о некотором сходстве ситуации с началом XX века, 1905 и 1917 годами. ФНПР — категорический противник каких-либо революций. Выработать свою линию поведения в опасной для страны ситуации, привлечь внимание страны к общим для нас всех проблемам и есть главная задача съезда.
Казалось бы, дела в России идут неплохо. Благодаря четкой социально ответственной позиции руководителей государства наметился рост производства, подъем экономики. Но социальная напряженность нарастает.
Поводы для ее проявлений разные, причины же — одни и те же: серьезные пробуксовки в социально-экономическом и культурном развитии. Президент Медведев назвал это “застоем”. Мы же думаем, что, еще не выйдя из глобального кризиса, страна уже втягивается в наш собственный — связанный с неэффективностью ультралиберальной модели построения экономики. Недостаточно полно реализуется положение Конституции, провозглашающее Россию социальным государством.
Судите сами: формально государственный бюджет социально ориентирован, на самом же деле баланс интересов слишком сильно смещен в пользу олигархического капитала. Огромные деньги формируются в теневой зоне и выводятся из страны. Работодатели весьма существенно недоплачивают работникам, что пагубно сказывается и на формировании рыночной экономики, и на функционировании социальной сферы.
Официально по типу экономики Россия относит себя к так называемой группе БРИК. Но Бразилия, Индия в годы последнего кризиса имели прирост экономики, а в Китае он достиг 8%. Наша же страна 8% потеряла. И это притом что отечественная статистика считает ВВП со всеми спекулятивными накрутками — чем выше вздувают цены монополисты и перекупщики, тем выше этот дутый ВВП. В результате предприниматели в прошлом году, только по официальной статистике, вывели за рубеж 30 миллиардов долларов, а члены профсоюзов и их семьи особой сытости не почувствовали.
И в этой ситуации олигархическая верхушка бизнеса еще больше обостряет ситуацию. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил изменить Трудовой кодекс РФ: увеличить рабочую неделю до 60 часов, упростить для работодателей увольнение работников, урезать людям возможности совмещать работу с обучением и т.д. Профсоюзы охарактеризовали это как шаг к развязыванию социальной войны и отметили, что даже высказывание подобных идей качественно подрывает социальную стабильность в стране.
Весьма острую реакцию в рабочей среде вызывают и фигуры, выступающие от имени олигархов. Нужно представить себе, что ощущает работник, отстоявший смену у станка или много часов крутивший баранку грузовика, когда слышит с экрана телевизора от “творца ваучерной приватизации”, что тяготы всех возможных кризисов нужно переложить на рядовых граждан. Или когда “герои залоговых аукционов” рассказывают нам, как мы плохо работаем.
Но современный российский рабочий хорошо знает, что в пересчете на денежную единицу зарплаты его выработка существенно выше, чем у американского. Только американской пенсии ему не видать и социальных фондов — тоже. Кроме того, он знает, какого качества продукты продают его жене в магазинах, какими лекарствами его снабжает аптека, как его защищает милиция и какие деньги вымогает школа за учебу детей.
И что же? Рядовые граждане должны все это терпеть, а “хозяева жизни” будут по куршевелям с эскортами девочек разъезжать и виллы на Лазурном Берегу покупать? РСПП раскачивает лодку, в которой мы все сидим.
Рабочие и служащие теперь уже хорошо понимают, как новоявленные капиталисты используют полученные сомнительными путями деньги, как они конвертируют их в свое влияние, как это влияние сказывается на эффективности работы госаппарата, правоохранительных органов, СМИ, экономических и социальных институтов, на развитии страны в целом.
Они видят, что в России сформировалась целая прослойка предпринимателей, которые умеют воровать и ничего не умеют производить. Зарождающаяся капиталистическая экономика быстро обернулась системой “распиливания бюджетов” и “откатов”. Перед теми же, кто пытается заниматься реальным производством, выстраивается стена из армии мздоимцев. В итоге президент зовет Россию вперед, а на ее бескрайних просторах воцаряется лозунг “Воруем все!”. Сложившаяся система плоха не только тем, что несправедлива и нечестна. Она неэффективна.
Вот вам и крушение легенды о всесилии рынка, о том, что после коммунистов придет частный собственник — и у нас появится рачительное, умелое управление хозяйством. Наши доморощенные собственники ничем, кроме теневых финансовых потоков, управлять не способны. Высокие инстанции созывают этих “предпринимателей” на совещания: дескать, пора переходить от экспорта сырья к его переработке. А способны ли они к чему-то перейти?
В профсоюзах в этом сильно сомневаются. К тому же частному бизнесу на Руси и так хорошо. Вот свежая статистика: объем подозрительных операций, о которых банки сообщили в Росфинмониторинг, отвечающий за борьбу с отмыванием средств, за десять месяцев прошлого года составил 120 трлн. руб. Это около 60% объема всех банковских операций, связанных с экономикой, и втрое больше ВВП страны!
Россия обворовывается, деньги отмываются и выводятся за рубеж. Для чего нужна 60-часовая рабочая неделя? Чтобы эта криминальная машина стала еще мощнее?
Позиция профсоюзов заключается в том, что в социальном по Конституции государстве, как это хорошо известно из мировой практики, должен иметь место совершенно иной баланс между корыстными интересами предпринимателей и их обязанностями перед обществом. И совсем иные стандарты экономической деятельности бизнеса — чтобы состоялась модернизация и инновационный прорыв в будущее, чтобы Россия действительно пошла вперед.
Пора вернуться и к некоторым идеям десятилетней давности: вертикаль власти — альтернатива правлению страной капиталистами-неумехами, олигархи должны быть от власти удалены на дистанцию, значительно превышающую размеры двуручной пилы.
Такое изменение ситуации — дело непростое. Но ФНПР — самая крупная и, по сути, основная общественная организация России, объединяющая десятки миллионов людей. Думается, наш съезд выработает конкретные решения проблемы — как нам в XXI веке не скатиться ни в рабовладение, ни в феодализм.