Справка "МК"
<p><strong>Какие еще Морозы есть в нашей стране? </strong></p> <p><strong>Рогатый зимний волшебник.</strong> Якутского чудо-старца Чысхаана не спутаешь ни с одним коллегой. Ведь вместо красной шапки, отороченной мехом, он носит головной убор с полуметровыми рогами. А все потому, что Чысхаан является воплощением Быка Зимы, который выходит из Северного Ледовитого океана, чтобы принести на землю морозы и пургу. Весной же рога у повелителя холода отваливаются, а с ледоходом его туша уплывает обратно в океан. Чысхаан по праву считается самым холодным зимним волшебником, ведь живет он в ледяной пещере в Оймяконе. Каждый год главный Дед Мороз получает он своего якутского коллеги посох холода, после чего по всей стране начинается зима.</p> <p><strong>Юный зимний волшебник.</strong> Карельского Паккайне и дедом-то назвать сложно: для роли зимнего волшебника рыжеволосый купец явно молод. Между тем в Карелии его считают правой рукой главного Мороза страны. Согласно легенде, Паккайне, то есть Морозец, родился 1 декабря, когда его родители возвращались с ярмарки. Уже в младенчестве он питал особую любовь к холоду, а когда его вносили в теплую хату, даже плакал. Рос купеческий молодец не по дням, а по часам. Только вот никогда не старился, а на свой день рождения опять превращался в младенца. С тех пор 1 декабря Морозец приносит стужу в Карелию.</p>Это только главный Дед Мороз страны живет в двухэтажном особняке о десяти комнатах. У его северных собратьев хоромы куда скромнее. Якутский Дед Мороз Чысхаан, к примеру, прописан в ледяной пещере в Оймяконе, а его ямальский коллега и вовсе ютится в чуме. Но на бытовые условия Дедушка с края земли (именно так переводится “Ямал Ири”) не жалуется. Наоборот, уверен, что за Полярным кругом нет ничего лучше шалаша из оленьих шкур.
— Нани торова! Вузя улаты! — встречает нас ямальский Мороз в своей резиденции, что в поселке Горнокнязевск в пригороде Салехарда. Сам укутан в оленьи шкуры, бородка клинышком, хитрый прищур раскосых глаз, а в руках — бубен. — Здравствуйте, добро пожаловать в мой чум! А вы думали, где я живу?
Но оказывается, даже войти в чум — дело непростое. Без знания ненецких традиций здесь никуда.
— По правилам, чтобы женщине попасть в чум, она должна взяться одной рукой за край покрытия и повернуться через левое или правое плечо, — наставляет ненецкий Дед Мороз. — Мужчина же просто может откинуть полог над входом.
Кстати, ставит чум у ненцев исключительно женщина. Причем первым делом посреди тундры расчищается место для очага или, как сейчас, печки-буржуйки. А уж потом вокруг печи устанавливают шесты.
— Несколько женщин могут справиться с этой обязанностью за 30—40 минут. Покрытие зимнего чума — нюки — шьются из оленьих шкур. На один чум их уходит порядка 80 штук. Летом же в качестве полога по традиции использовали бересту, правда, сейчас ее заменили брезентом, — объясняет Дедушка.
Сидят гости и хозяева исключительно на оленьих шкурах — скамеек в чуме не предусмотрено. Фирменное угощение разложено на невысоких столиках.
— Это всероссийский Дед Мороз потчует детишек конфетами да пирогами. У меня же главное угощение — знаменитая строганина из нельмы и муксуна. Кто ее хоть раз в жизни попробует, забудет о красной икре, — расхваливает национальную кухню Ямал Ири. — Сам главный Дед Мороз с тех пор, как в гостях у меня побывал, ежегодно просит выслать ему строганины. Это же самая подходящая еда для нашего брата — замороженная!
Только мы хотели отправить в рот ломоть ледяной рыбы, как Ямал Ири заголосил на весь чум:
— Что вы, так строганину не едят! Сперва нужно обмакнуть ее в соль да перец, а уж потом отправить в рот, закусив морошкой.
В ожидании горячего чая греемся у печки. Только один Ямал Ири к огню не подходит — боится, небось.
— Это вы, гости дорогие, к нашим 40-градусным морозам не экипированы: курточки на вас тонюсенькие, продрогнуть до костей в таких можно, — сочувствует старец. — Я же ношу национальную одежку — малицу, сшитую из оленьих шкур. В ней можно на снегу спать. Если ненца метель или пурга застала в тундре, он закутается в малицу и коротает время до утра. Малица — как маленький чум.
— А что это у вас вместо посоха весло какое-то? — удивляемся мы.
— Это не весло, а волшебная лопатка, — обижается Мороз с края земли. — Такая есть у каждого оленевода-охотника. Ей можно и снег с нарт сгрести, и ягель для оленей в заснеженной тундре найти, и песцу наглому по носу дать. Можно, конечно, и как весло использовать. Но у меня она магическая: загадаешь желание, подержишься за нее, и оно обязательно сбудется.
Бубен ямальского Деда так и вовсе обладает оздоровительными свойствами.
— От остеохондроза лечит. А еще, говорят, звуки этого бубна благостно влияют на перебравших в новогоднюю ночь. Приезжают ко мне иногда взрослые первого числа не в лучшей кондиции. А послушают мою песню — и как огурцы становятся.
Ямал Ири — один из самых молодых российских Дедушек. Впервые он поздравил ямальских ребятишек с главным зимним праздником в 2007 году.
— А до этого детишки, проживающие в тундре, жаловались, что наш главный Дед Мороз из Великого Устюга не всегда угадывает их новогодние пожелания. Вот просят они, к примеру, прислать им новую одежду, которая носится поверх малицы, — у нас она называется гусь. А он им живого пернатого присылает. Дедушка ведь хоть и волшебник, но страна-то у нас вон какая большая, не все традиции он знает. Поэтому и решено было призвать в помощники меня, — рассказывает Ямал Ири.
Конечно, по количеству писем, присылаемых в его резиденцию в поселке Горнокнязевск, с главным Дедом Морозом страны Ямал Ири соперничать не может. За это время на его абонентский ящик пришло всего десять тысяч конвертов от ребят и взрослых. Зато почти треть из них написали дети, кочующие вместе с родителями в тундре. При этом если городским ребятам, чтобы отправить письмо Дедушке, нужно всего лишь пройти до ближайшего почтового отделения, то тундровики иногда по 3—4 часа едут до поселка на буране или оленьей упряжке.
“Ямал Ири, подари нашей семье новый снегоход. А то наш часто не заводится. Тогда приходится ездить в факторию на оленях, а это очень долго. Они ведь не волшебные, как у тебя”, — старательно вывел в своем новогоднем послании 6-летний Андрей. А внизу накалякал обратный адрес: Ярсалинская тундра, фактория Порц-Яха.
— Про снегоход-то скорее всего родители попросили мальчика написать, — басит ямальский Дедушка. — Сами же дети просят в основном телевизоры или DVD.
— Зачем же им в чуме телевизор? — недоумеваю я.
— Что же, вы думаете, ненцы живут как в каменном веке? — обиделся Ямал Ири. — У многих семей в чуме есть генератор. А значит, можно подключить и телевизор, и плейер, даже стиральную машинку.
Иногда пишут ямальскому Дедушке из таких далеких районов, куда попасть можно только на вертолете. Но и туда, уверяет Ямал Ири, придет от него письмо. “У меня есть и волшебный снегоход, и олени, и даже трэкол — вездеход на огромных колесах”, — перечисляет свой транспортный парк Дедушка.
В этом году письма Дедушку особенно порадовали.
— Иногда, конечно, просят и оленей побольше — ведь для тундровиков это единственный заработок, и снегоход новый. Но большинство все же просят для своих близких здоровья и счастья. Это правильно: пожелаешь добро ближнему — оно тебе сторицей и вернется!