Макроэкономические итоги уходящего года вдохновили его на весьма оптимистические прогнозы. Например: страна скоро переживет реиндустриализацию, а автопром станет конкурентоспособным несмотря на скорое вступление в ВТО.
«Прогнозы все время меняются, как и сама жизнь», – философически заметил главный правительственный прогнозист Андрей Клепач. Видимо, он хотел успокоить иностранных инвесторов, широко представленных на российско-французском финансовом форуме. Как правило, зарубежные прогнозисты, как справедливо заметил их местный коллега, долгое время предсказывали российской экономике куда более высокие показатели, чем она впоследствии достигала. Зато в посткризисный период они стали дуть на воду, обжегшись на молоке – и прогнозные показатели как-то скукожились. Вероятно, во многом из-за этого чистый отток капиталов за 11 месяце этого года, по данным ЦБ, составил $29 млрд, хотя в Минэкономразвития надеялись на «ноль».
Но главный посыл замминистра экономического развития не ограничивался слабой предсказуемостью макроэкономических результатов. Доклад Клепача был построен на далеко идущих оптимистических предсказаниях, основанных, как ни странно, на весьма скромных итогах этого года. «На самом деле результаты официальной статистики достаточно неплохи», – ободрил потенциальных инвесторов Клепач. Например, рост ВВП в 2010 году пока должен составить 3,8% годовых. Казалось бы мелочь – в прошлом году, по данным Росстата, ВВП упал на 7,9%. Так что такие темпы роста могут вернуть отечественную экономику в докризисное время в лучшем случае за два-три года. Но, как справедливо заметил Клепач, Росстат еще все пересчитает. И тогда темпы экономического роста наверняка окажутся еще большими. Это верно. На протяжении последних 10 лет Росстат все время подтягивает ВВП прошедших лет. Но Клепач и здесь успокаивает: «Мы скорее недооцениваем свой рост, чем переоцениваем». Правда, эта оценка не совсем совпадает с мнением его начальника Эльвиры Набиуллиной, которая еще совсем недавно оперировала всего лишь 3,5% роста ВВП в этом году и считала, что может быть еще и хуже.
Впрочем, бог с этими малозаметными успехами. Интереснее другой факт. По предварительным подсчетам Росстата, промышленный рост в этом году может составить целых 8,3% ВВП. Конечно, этот показатель также не сможет полностью закрыть почти 20% индустриальное падение в прошлом году, но, как подметил Клепач, налицо сверхположительная тенденция. Впервые промрост не уступает темпам ускорения всего ВВП, а более чем вдвое их опережает. Ранее – до кризиса – все было ровно наоборот – развитие промышленности было, во-первых, примерно в два раза более медленным, чем рост ВВП,а, во-вторых, еще и неравномерным. Неоднократно промышленность на фоне стабильного увеличения ВВП резко тормозила (в некоторые месяцы до нуля). Клепач тогда объяснял этот парадокс просто: «Вот такой у нас нестабильный промышленный рост!». Ничего необъяснимого в той тенденции не было. До кризиса драйверами экономического роста был потребительский спрос, подстегиваемый безудержным кредитованием и вообще резким увеличением реальных располагаемых доходов населения из-за скачек нефтецен, а также строительство, вытягиваемое теми же факторами, что и спрос. В посткризисное время частный спрос топчется на месте, строительство застыло на нулевых циклах, а вот промышленность наперекор всему растет.
На взгляд автора статьи, только потому, что денег на импортное оборудование явно не хватает, а так как до кризиса оно обеспечивало почти 80% спроса в той же промышленности, то импортозамещению пока ничего не мешает. Клепач этой ситуации очень рад (он, кстати, в Минэкономразвития отвечает не только за макроэкономику, но также за промышленную и агропромышленную политики). «Россия нуждается в реиндустриализации», – призывает замминистра. При этом уже треть ВВП обеспечивает именно местная промышленность.
Но и это еще не весь посткризисный сдвиг. Клепач заметил его также внутри самого индустиального сектора. В большой мере ускоряются обрабатывающие, чем добывающие секторы. Так, добыча в этом году продемонстрировала, по данным Росстата, всего лишь 3,5% роста, затем темпы ее упадут вообще до 1%, считает Клепач. А вот обработка демонстрирует завидный прирост. Металлургия – 12%, машиностроение в целом вместо падения в прошлом году на уровне 34-35%, даст в этом все 24%. Тут уже и до восстановления не далеко. Тем более, что по прогнозу Клепача, машинострение в 2011-2012 году будет развиваться с темпами 10-14% годовых. «Это не китайские темпы, – признал Клепач, – но для России и это будет не мало».
И, наконец, Андрей Клепач свято верит, что серьезное будущее ждет российский автопром. Для начала потому, что в ходе кризиса удалось серьезно поменять топ-менеджмент. К тому же появились новые модели и серьезные иностранные партнеры, например, группа Renault-Nissan. И даже возможное вступление России в ВТО в 2011 году, после которого через 7-летний переходный период таможенные пошлины на иномарки будут снижены в три раза, российский автопром, по мнению Клепача, будет развиваться ускоренными темпами. Хотя для этого правительству придется разработать дополнительные меры поддержки, не противоречащие нормам ВТО.
В области переработки сельхозсырья также все будет нормально. Через три-четыре года Россия сможет, например, по прогнозу Клепача, стать экспортером не только зерновых, но и курятины и свинины.
В общем, как подытожил накануне нового 2011 года замминистра экономического развития Андрей Клепач, «надо капитализировать оптимизм, и тогда выйдем на высокие темпы роста».