На прошедшем в понедельник в ОП открытом слушании комиссии по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы царила атмосфера легкой истерики. Заваленные поступающими со всех концов страны жалобами на действия сотрудников правоохранительной системы, общественники в который раз вынуждены были констатировать ужасающее положение вещей — те, кто должен охранять частную собственность, ее активно отнимают.
Правда, на этот раз присутствующие на заседании не стали ограничиваться одним только диагнозом — активно предлагались и методы лечения. Было отмечено, что принятые по инициативе президента поправки, ограничивающие меры пресечения по так называемым экономическим статьям подпиской о невыезде, сами по себе хороши, но вот правоприменительная практика полностью провалена.
Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства “Бизнес-Солидарность”, например, заявила:
— Мы сейчас сталкиваемся с настоящим саботажем начинаний президента на местах. Власть абсолютно бессильна, и в этой бессильности она еще и упряма. Получается, что нет никакого органа, который мог бы защитить предпринимателей.
Было отмечено, что в нашей стране исторически сложилось негативное отношение к бизнесу. Миллионы людей видят в нем заведомое мошенничество.
Елена Николаева, член ОП РФ:
— Проблема не только и не столько бизнеса, а скорее социокультурная. Создаются такие условия, при которых бизнес не может существовать в легальной сфере. Недавно был опрос 162 крупных компаний. Его результаты в любой другой стране уже заставили бы поставить вопрос о доверии власти. 2/3 опрошенных признали, что власть вмешивается в их дела. 56% говорят о том, что государство постоянно меняет правила игры. 41% жалуется на постоянные повышения налогов и акцизов. Недавно одна немецкая компания столкнулась с неимоверным давлением — от них требуют 3 000 000 рублей. Они готовы заплатить, но не могут провести эти деньги ни по одной статье расходов, просят выписать официальный штраф. О каких зарубежных инвестициях можно говорить? Нельзя делать бизнес питательной средой для правоохранительных органов.
В ходе обсуждения делалось несколько предложений относительно того, как можно было бы улучшить ситуацию. Были среди них и довольно радикальные.
Генри Резник, член ОП РФ, адвокат:
— Эту проблему мы обсуждаем больше года. Мы ходим по кругу. Ничего нового я сегодня не услышал. Правоохранительные органы подвержены тотальной порче. Прокуратура импотентна. Суды индифферентны, а судьи превращены в пугливых кроликов. Нужны чрезвычайные меры. При президенте необходимо создать не подчиненный никому орган и набрать туда 100—150 самых опытных людей. С их помощью должны заработать абсолютно мертвые нормы — преступления против правосудия. Незаконно возбужденные дела, незаконное взятие под стражу и т.д. Иначе все бесполезно.