– Какова причина Вашего выступления по Арктике? Насколько я знаю, Вы никогда не специализировались на подобного рода тематике.
– Все получилось случайно. Отвечая на один пост в Фейсбуке с клеветой на активистов «Гринпис», я написал, что Арктику вообще надо передать под международную юрисдикцию, поскольку Россия является в ней безответственным хозяином. Я высказал это в намеренно жесткой манере, как некий интеллектуальный троллинг, мысленный эксперимент. Однако мои слова вырвали из общего контекста, сделали из них политическое заявление и положили на стол Владимиру Жириновскому. Разразился скандал, и его отголоски дошли до Владимира Путина, который в довольно эмоциональной манере ответил. Дальше вы знаете...
– Можете еще раз сформулировать суть Вашей позиции?
– Речь не идет об отказе от суверенитета над нашим арктическим побережьем или территориальными водами. Я считаю, что надо превратить Арктику в зону, где разрешена только научная деятельность и туризм, по примеру Антарктиды.
И речь не только о России, а обо всех арктических странах, о возможности отказа от 200-мильных исключительных экономических зон, военной деятельности, добычи природных ресурсов, промыслового рыболовства, транзитного коммерческого судоходства.
В мире уже несколько лет существует движение за то, чтобы признать Арктику международной территорией с особым охранным статусом — всемирным заповедником. Призыв Гринпис «Спасите Арктику» подписали уже 4 млн человек. Так что ничего необычного в моих словах нет, это широко обсуждаемая идея.
- Вы всерьез рассчитываете, что Россия могла бы выступить инициатором подобного рода международной конвенции?
-Боюсь, что нет. Ни Россия, ни любая другая страна в мире сегодня к этому не готова. Считайте, что я выступаю защитником глобального утопического проекта. В конце концов то, что невозможно сегодня, завтра может стать нормой. Мы должны осознать, что сохранение Арктики важнее ее освоения.
Если там начнется массовая промышленная добыча углеводородов и коммерческое судоходство, это чревато экологической катастрофой, которая больнее всего ударит по России с ее протяженным арктическим побережьем и зависимостью от арктического «кондиционера». Нефтедобыча является самой грязной отраслью в России, а в случае возможных аварий трагедия будет в разы масштабнее, чем у ВР в Мексиканском заливе: в арктических водах технологически сложнее собрать разлившуюся нефть.
- Скажите, после заявлений президента у Вас не возникло проблем на работе? Владимир Жириновский уже предложил Вас уволить из Высшей школы экономики.
- До этого не дошло. Надеюсь, у нас пока сохраняется свобода слова. Мыслить и высказывать свою точку зрения еще не запрещено. В любом случае я рад, что меня услышали. Вслед за мной еще кто-нибудь выступит по этой теме, и так постепенно мы приблизимся к осознанию той ответственности, которая стоит перед нами.