— Анна Николаевна, тема 65-летия Победы в этом году самая актуальная. Как в районе провели праздник и что сделано для ветеранов?
— Ветераны — это люди, к которым в районе особое отношение, вне зависимости от красных дат. На территории Истринского района проходили ожесточенные бои, соответственно, здесь много захоронений и памятников тех лет. Мы стараемся поддерживать их в хорошем состоянии, чтобы они всегда выглядели достойно. На 42-м километре Волоколамского шоссе находится Ленино-Снегиревский военно-исторический музей и мемориал защитникам Москвы, которые в декабре 1941 года остановили здесь рвущегося к столице врага, а затем перешли в контрнаступление. Здесь же находится мемориал воинам, погибшим в Афганистане и Чечне. Мы гордимся этим единственным в России муниципальным музеем такого уровня. Кроме экспозиционных залов в музее собрана уникальная коллекция военной техники на открытой площадке. В соответствии с президентской программой 36 ветеранов уже живут в новых квартирах. Все помещения отремонтированы и полностью подготовлены для проживания.
Но и так, когда ветераны, да и просто пенсионеры обращаются в администрацию за помощью или по какому-нибудь вопросу, мы им уделяем особое внимание. У многих, увы, пенсии не такие большие, чтобы можно было широко жить. Таким мы оказываем адресную разовую финансовую помощь. Каждый год в бюджете района закладывается по 5—6 на такую помощь.
— Решением губернатора Московской области город Истра награжден штандартом “Рубеж воинской славы”. Есть ли в районе юношеские поисковые отряды?
— Да, конечно. Их несколько. Например, клуб “Исток”. Этот клуб отличается от остальных наших поисковых отрядов тем, что здесь занимаются много школьников — от 5-го класса и старше. Ребята из клуба занимаются не только поисковой работой, но и переписываются с родственниками воевавших и погибших на территории района солдат и офицеров. “Исток” поддерживает связь с сыном генерала Белобородова. Истринский район освобождала 9-я гвардейская дивизия генерал-майора А.П.Белобородова, в составе которой находились полки сибиряков — памятник им стоит в Снегирях. С дочерью поэта Суркова, который во время войны на территории нашего района написал песню “Землянка”. В Кашино, где была та самая землянка во время войны, установлен памятный знак. Клуб “Исток” очень много делает для сохранения памяти о героях Великой Отечественной.
— Наверное, содержание муниципального музея, тем более такого большого, влетает в копеечку, во сколько обходится содержание мемориального комплекса в Снегирях?
— Для нас настолько важно, что он есть, что деньги отходят на второй план. Ведь огромный мемориальный комплекс начинался с небольшого школьного музея. Создавался он на общественных началах. Нельзя такой порыв души десятков людей предыдущих поколений оценивать деньгами. Хотя нельзя сказать, что деньги маленькие. В 2009 году на поддержание и развитие музея из бюджета мы потратили 9 миллионов, в этом году заложена такая же сумма. Это помимо необходимых расходов на газ и уборку. Мы регулярно ремонтируем комплекс, недавно сделали пристройку к старому музейному зданию. На пожертвования жителей района была построена часовня.
— Местные предприниматели помогают?
— Конечно. Вы же понимаете, что никого нельзя заставить помогать против его воли. Но наши бизнесмены всегда с готовностью откликаются на просьбы и предложения. Часовня в Снегирях яркий тому пример — бюджетных денег в ней практически нет. Очень много районные трудовые коллективы перечисляют денег на восстановление Новоиерусалимского монастыря.
— Тема монастыря не простая, сейчас он отдан РПЦ, но куда деваться музею? Есть или будет здание для него?
— Да, но я не могу сказать, что это случится прямо в ближайшее время. Дело в том, что рядом с монастырем была наша муниципальная земля. Эти четыре с половиной гектара мы передали области — ей принадлежит музей, для того чтобы участок проще было оформить и скорее бы на нем начало строиться новое здание. Сейчас пока ведутся предпроектные работы.
— Буквально за пять лет Истра преобразилась — в городе идет активное строительство. Каким вы видите город лет через десять?
— Я категорически против сильной перестройки города. Заметьте, мы застраиваем не кварталы, а ведем точечную застройку. Сейчас мы прекратили и ее, новые дома будут построены только там, где остались еще старые контракты. Ведь пока заключен контракт, потом надо создать проект, утвердить его, заключить договор на аренду земельного участка — дело это не быстрое. Мы стараемся сохранить сложившийся облик города, уютного, небольшого, в хорошем смысле провинциального. Я полностью согласна с мыслью архитектора Щусева, который когда-то начинал делать проект города после его полного уничтожения фашистами в 41-м году. Истра должна быть малоэтажным городом численностью не больше 40 тысяч жителей.
Я, как и большинство жителей города, вижу Истру городом паломников, городом туризма, и он не может быть густонаселенным. Поэтому мы будем сдерживать и отказываться от предложений по массовой многоэтажной застройки прилегающей к городу территории.
— Развиваете туристическую сферу?
— Я считаю, что инициатива должна исходить от частных предпринимателей. Надеюсь, что найдутся люди, готовые взять туристический блок на себя, а мы будем всячески их поддерживать, помогать. Как представители власти, мы не имеем права заниматься подобным бизнесом. Это должны быть частные отели, частные турбюро, которые будут заниматься рекламой города как туристического центра. Это серьезный вид бизнеса, и надо, чтобы им занимались профессионалы.
— На каком уровне развития сегодня туристический бизнес в районе?
— Судя по тому, что уже не только в выходные и праздничные, а и в будние дни возле монастыря я вижу много туристических автобусов, желание приезжать к нам есть. Истра привлекает к себе не только туристов, но и верующих людей. Новый Иерусалим место святое. Патриарх Никон не зря выбрал наш район, это место соответствует всему тому, что есть на Святой земле. Ведь не зря Новый Иерусалим и его окрестности называют плоскостной иконой. Людей, посещающих наше место, много. Но если будет и музей, и монастырь, то количество гостей, конечно, возрастет. Ведь в музее кроме исследований по монастырю собрана уникальная коллекция картин. Которую сейчас, к сожалению, негде выставить, мало залов.
— Как Истринский район развивается экономически?
— Старые наши предприятия — это, безусловно, основа экономики района, но были периоды, когда большинство предприятий стояло. Мы начали поиск инвесторов. Открытость и прозрачность в общении с инвесторами позволили нам создать новую базу промышленных предприятий. Так как мы могли выбирать инвесторов, то все производства экологически чистые. Мы пошли по пути создания промышленных округов и не стали тянуть новые предприятия в города, и так достаточно действующих, работающих, тем самым создав базу налоговых поступлений для сельских поселений. В Истре у нас только новая совместная со Словенией фармацевтическая фабрика КРКА. Зато возле Павловской Слободы у нас 11 промышленных предприятий, вторая промышленная зона возле деревни Давыдовское, на Новой Риге. Третью предполагаем рядом с Онуфриево, четвертую видим в районе Ново-Петровского. Но сегодня мы сдерживаем приход инвесторов, потому что есть проблемы с энергоснабжением района. Как только мы их решим, то вновь станем открыты для инвесторов.
— Какая безработица в районе?
— Меньше процента. Сегодня у нас более полутора тысяч вакансий. Рабочие места есть. Другой вопрос, что наши граждане часто не идут на малооплачиваемую неквалифицированную работу. Для них лучше получать копейки пособия по безработице, чем что-то делать. Проблем с работой я не вижу. У нас не было задержек зарплат даже в кризис. Где-то мы помогали руководителям предприятий, где-то они нам, трудные годы пережили. Средняя заработная плата по крупным и средним промышленным предприятиям 24 278 рублей. По крупным промышленным предприятиям 32 000 руб.
— Ни для кого не секрет, что в Подмосковье стало больше пьющих людей, что вы думаете о законе, запрещающем продавать крепкий алкоголь после 21 часа и до 11 утра?
— Больше пьют не только в Московской области, думаю, если выехать за ее пределы, там люди еще больше спиваются. У нас есть работа, за пределами области ситуация хуже. Это большая проблема, и она будет вне зависимости от того, будут магазины закрыты или открыты. Опять начнется спекуляция, самогоноварение — мы это уже все проходили. И пьяниц меньше не стало.
Все-таки это экономическая проблема. У нас очень часто меняется законодательная база: то так, то эдак — нет стабильности. Нет уверенности в завтрашнем дне. Это накладывает негативный отпечаток на психику любого человека: и с высшим образованием, и без него вообще. Поэтому пьют.
То, что продавали спиртное на каждом углу, — это неправильно. Но у нас постоянно идет реклама пива, а это начало алкоголизма. Я понимаю, что такая реклама приносит большие деньги, но она очень вредна для нашей молодежи. Этого делать нельзя! Это важно, а будет торговать один магазин или пять — уже нет. Надо больше говорить о здоровом образе жизни. Не только говорить, но и делать. Должен быть хороший спортивный блок. Надо создавать придомовые комитеты, которые бы занимались досугом детей и подростков. Увы, у нас люди не принимают активного участия в жизни своего дома. Не знают соседей, их детей. Надо уходить от такой ситуации, когда человек зашел в свою квартиру и все, его больше ничего не интересует. С этого начинается цепочка негативного, которая приводит к большим проблемам, в том числе пьянству. Но самое главное воспитание должно начинаться в семье. Если дома позволительно все, то, как бы ты ребенка ни убеждал, он все равно будет делать так, как его родители.
— Как развивается районный спорт?
— Спорту мы много уделяем внимания. В бюджете района на культуру и спорт заложено всегда около 7 процентов, а это очень приличная сумма. В остальных районах на спортивно-культурные нужды выделяется до 3 процентов. Здесь мы первые в Московской области, у кого такое большое финансирование идет из бюджета. У нас развиты все виды спорта, есть свои чемпионы мира. Несмотря на кризис, недавно сдали в эксплуатацию хороший спортивный комплекс с бассейном в Дедовске. Сейчас большой комплекс строим в Истре, часть уже сдали. Проектная стоимость комплекса больше миллиарда. Мы поставили себе задачу, чтобы на каждой, как раньше называлось, “центральной усадьбе” был свой стадион или хотя бы хорошее спортивное ядро. В каждом поселении у нас теперь есть хоккейная коробка, не просто, как раньше, обнесенная деревянным заборчиком полянка, а с хорошим покрытием. Зимой здесь играют в хоккей, летом в баскетбол, волейбол. Среди поселений уже много лет проходят спартакиады. Везде есть инструкторы по спорту, которые организуют эти соревнования. В некоторых поселениях количество видов спорта, в которых соревнуются жители, доходит до 14.
— В последние годы население Истры заметно подросло за счет жителей, появившихся вокруг города плотным кольцом коттеджных поселков. Справляется ли городская инфраструктура: больницы, школы, дороги, магазины — с таким количеством народа?
— Справляются. Школы и детские сады включены в план застройки таких поселков. Другое дело, что хочется отметить работу наших учителей, многие жители таких поселков предпочитают отдавать своих детей в наши школы. Считаю, что качество знаний значительно выше в нашей “деревенской” школе. Особой нагрузки на больницы я тоже не вижу, нет, она есть — летом, когда приезжают дачники. Ведь количество жителей летом возрастает как минимум в пять раз — со 100 тысяч до 500. В районе работают 4 крупных учреждения здравоохранения: Истринская районная больница, Дедовская городская больница, Новопетровская и Павлослободская сельские участковые больницы.
Ну а дороги — как и везде. Пробки. Это общая проблема Московской области. Дышать чистым воздухом хотят все. У себя в поселках дачники, конечно, делают все хорошо, удобно и красиво, в том числе дороги. Вот если бы они участвовали в софинансировании общих дорог, вообще было бы прекрасно.
— Истринский район всегда любили за красивые леса, луга, водохранилище, за чистый воздух, а как сейчас у вас с экологией обстоят дела?
— У нас до сих пор экологически чистый район. Конечно, есть мусор — за это я обижаюсь на московских гостей, хотя и наши хороши. Вот на шашлыки сходили — где сидели, там отходы и бутылки и оставили. Если даже и собрали в пакеты, то бросили их через несколько сот метров на обочине дороги. Не хватает культуры убрать за собой, а так в районе с экологией все хорошо. Никаких проблем не было и не будет, потому что роза ветров дует не к нам, а от нас. Плюс к тому экологии мы уделяем много внимания. Мы очень давно и успешно занимаемся экологическим воспитанием. Мы первыми в России ввели этот предмет в школах. По наработкам наших учителей и учеников были изданы учебники для центральной части России, где природа и проблемы совпадают с нашими. Конечно, мне хочется, чтобы район был и идеально чистеньким, красивеньким — для этого мы убираем.
Другая проблема — это машины во дворах, на газонах, но, как и везде, сделать мы с этим ничего не можем. Сейчас в каждой квартире по автомобилю, а то и по два, а дома строились со стоянками максимум на 30 авто. Сейчас, проектируя новые дома, мы делаем в них подземные гаражи.
— Это коммерческое жилье?
— Да, но мы, кстати, строим и муниципальное жилье. Вот буквально на днях сдали в Дедовске дом на 90 квартир. В нем получили жилплощадь ветераны войны. Еще один такой же дом уже заселили в Истре. В нем 39 квартир получили люди по программе “Молодая семья” и очередники из каждой категории: многодетные, работники милиции, учителя, воины-афганцы. Жилье выделяем бесплатно — для Подмосковья это уже редкость.
— Вы упомянули молодые семьи. Как в районе с рождаемостью?
— Было как и везде, когда смертность превышала, но за прошлый год, первый раз за долгое время, у нас в районе родилось больше малышей. Рождаемость превысила смертность. На свадьбы молодые ездят в Снегири. На Красною горку все военные памятники были просто усыпаны цветами. Но появилась еще одна традиция. К очередной годовщине Победы в мемориальном комплексе была установлена единственная в России скульптура Богородицы, с архангелами Гавриилом и Михаилом, за благословением молодые приезжают туда.
— Стало ли больше верующих?
— Стало. Народ потянулся к вере, я сужу даже по пасхальным праздникам. Сколько лет я глава, столько каждый год бываю в разных храмах района. Не посмотреть на количество верующих, а узнать, как ведет себя молодежь, как милиция охраняет массовое скопление народа. Если еще 10 лет назад молодежь была выпившей, могла хохотать у храма, вела себя развязно, то сегодня этого нет. Много людей, молодежи, детей, которые ведут себя очень прилично и в храме и возле него. Чувствуется, что это не просто дань моде, а потребность их души. Это хорошо, потому что по-другому мы не выкарабкаемся из наркоты, пьянки и прочей грязи. Душевная ниша у людей не занята, нет единой идеи, порыва, как было во время войны. Только православие может заполнить эту пустоту. В народе есть любовь к стране, но как-то она не сильна. А с экрана показывают “золотую” молодежь, а не тех же самых искренних поисковиков. Ребята думают: а почему им можно, а нам нельзя? И начинают вести себя, как Ксения Собчак. Пусть мы не можем в хорошем ресторане, так мы в сквере на лавочке пива напьемся. Экран и Интернет — это беда для несозревших людей. Если дома хорошо, спокойно, то у подростка есть шанс вырасти порядочным, думающим человеком, если его воспитывают другие, телевизионные примеры, то мы имеем то, что имеем…
— Анна Николаевна, вы единственная женщина среди глав Московской области. Как вам удается выдерживать мужскую конкуренцию?
— Вы знаете, а они со мной уже не конкурируют. Первое время, конечно, они на меня смотрели свысока, сегодня они уже со мной советуются. Спрашивают, как это у меня что-то получается лучше, чем у них. Теперь мои коллеги общаются со мной очень уважительно. Помогаем друг другу, подсказываем, как сделать. Особенно теплые отношения сложились с главами, которые, как и я, давно работают. А вначале они не понимали: как это? Подумаешь, женщина какая-то появилась… Мол, это ненадолго.
— Расскажите о своей семье…
— У меня есть муж, дочь, зять, двое прекрасных внуков. Муж — полковник в отставке, пенсионер. У нас одна дочь, занимается она бизнесом, внукам девять и двенадцать лет.
— На ком домашние заботы?
— Дома я сейчас вообще ничего не делаю. А когда? Если у меня случается выходной, то родные, жалея меня, тоже ничего не дают делать. Я много читаю, плаваю в бассейне, гуляю в лесу. Общаюсь с внуками — это самая лучшая релаксация от любых забот.
— Каким вы видите будущее своих внуков, чем бы вам хотелось, чтобы они занимались?
— Прежде всего я бы хотела их видеть хорошими, порядочными людьми. Это основное. Если человек порядочный, мыслящий, думающий, то он выберет себе такую профессию, что она будет и ему по душе, и будет нужна обществу. По характеру внуки очень разные. Старшая девочка очень эмоциональная, занимается гимнастикой, танцует, легко ей дается литература, русский. Никита спокойный, любит техникой заниматься и рисует. Иногда спрашиваю: “Никит, а чего у тебя небо сегодня такое черное?” — “Ну так я его вижу, бабуля”. Он вот так видит, я не вижу, небо черное или голубое. Может, потому, что мне некогда видеть. Хорошие ребята, хорошие дети. Мы на них особо не кричим, воспитываем спокойно, на примерах. Я для них критерий. Они даже переживают, не дай бог, “тройку” получить, бабуле стыдно будет. Им стыдно перед бабулей, а мне стыдно перед всеми остальными. В семье все, слава богу, хорошо.
СПРАВКА "МК"
Анна Николаевна Щерба родилась 10 августа 1943 года в Белоруссии. Имеет два высших образования, последнее получено в РА госслужбы при Президенте РФ по квалификации “менеджер государственного и муниципального управления”. В 1992 году Щерба назначается первым заместителем главы администрации Истринского района по соцвопросам, а в 1997 году становится главой района. В 2001 году и в 2005 году жители района вновь доверяют Анне Николаевне этот пост. 11 октября 2009 года Щерба одерживает новую победу на выборах.
Абсолютный победитель всероссийского конкурса по области “Менеджер-2004”, победитель 8-го всероссийского конкурса “Женщина — директор года”.
СПРАВКА "МК"
На территории Истринского района проживают 113,96 тыс. человек, из них большая часть в двух городах: Истре (районный центр) — 31,6 тысячи человек и Дедовске (город районного подчинения) — 28,7 тысячи человек.