«Год был непростым, давление оказывали и политические, и экономические факторы», - начал премьер-министр. Первый фактор - «неблагоприятная ситуация на мировых рынках», а второй - «структурные недостатки нашей экономики»: отсутствие диверсификации, слабость институтов и не очень высокое качество управления. А тут ещё Крым, который «стал поводом для политического прессинга на Россию»...
Крым случился в 2014-м году, но уже в 2013-м рост экономики составил всего 1,3% («меньше, чем планировалось»). На уровне многих стран Евросоюза, отметил докладчик. Но в странах Евросоюза, правда, это говорит о начале выхода из кризиса, а в России - о вползании в него.
«Правительство понимает серьезность вызовов», - заявил г-н Медведев. «Не пострадает ли наша экономика от введения санкций?» - сам спрашивал он, и сам отвечал: «Уверен, мы сумеем минимизировать их последствия, важно спокойно, без истерик продолжать работу, в наших руках есть набор инструментов, которые позволят работать даже в жестких условиях». Какой набор, каких инструментов?
«Пострадает ли социальная сфера?» - «Что бы ни произошло, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объеме». (Аплодисменты.) «Сможем ли мы сохранить отдельные отрасли промышленности, зависящие от поставок из других стран?» - «Будем использовать дополнительные стимулы сокращения зависимости от импорта, уверен, что мы найдём механизм поддержки отдельных секторов машиностроения»...
«Пострадает ли наш бизнес?» - «Государство будет использовать возможности, которые есть у нас после вступления в ВТО, мы имеем полное право требовать от других стран-участниц требовать соблюдения правил организации, будем обращаться в суды и другие органы», нужно законом «защитить интересы российского бизнеса, нарушенные в результате применения санкций». Что могло бы быть прописано в этом законе - не сказал.
Оборонный сектор «не пострадает». Научное сотрудничество с другими странами - «нам бы хотелось, чтобы не пострадало». Свобода передвижения по миру нашими гражданами выстрадана, обмен «черными списками» невъездных - «абсолютный тупик». Санкции - «примитивный путь, он ведёт в никуда, но если ряд наших западных партнеров по нему пойдет, у нас не останется выбора. Тогда мы справимся собственными силами и выиграем в конечном счете!» (Жидкие аплодисменты).
Повышение налогов правительство не планирует, «на это мы пойти не можем». Дефицит региональных бюджетов «существенно вырос», «правительство ищет пути решения проблемы». «Сокращение числа малых предприятий приостановилось», 12 тысяч новых индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в 2013 году. Можно ли считать это успехом в стране со 140-миллионным населением?
Западные партнеры нам важны, но если они будут продолжать вводить санкции - «компенсируем потери на других направлениях». Присоединение Крыма и Севастополя - «большая радость», к 1 июля будем готова программа развития этих новых регионов России...
Премьер постарался не расстраивать зал. «За несколько лет расходы консолидированного бюджета (бюджеты всех уровней власти - «МК») на культуру вырос на 7,5%», к примеру, говорил он. За сколько лет? В федеральном бюджете, например, в 2014 году доля расходов на культуру сократилась с 0,7% до 0,6%...
Каждая из фракций задала по три вопроса. Большинство депутатов читало их по бумажке. Отвечая на некоторые, премьер то и дело сверялся с планшетником.
Потом пришел черёд выступлений. Первым на трибуну поднялся Геннадий Зюганов. Может, кто забыл, но в июле прошлого года фракция КПРФ объявила о намерении поставить на голосование в Госдуме вопрос о недоверии этому правительству. До сих пор на сайте КПРФ идёт сбор подписей под документом, где перечислялись 10 причин для отставки правительства. Но ни словом не обмолвились об этом 22 апреля коммунисты, хотя и правительство то же, и ситуация в экономике и социальной сфере отвратительная (как следовало из безжалостной характеристики г-на Зюганова)...
«У вас есть только два выбора: или дальше все урезать, и тогда нас ждет греческий вариант, что нам неприемлемо, или комплексная модернизация. Вы один из первых о ней заговорили, но ваше правительство не показывает, что это делается, я не почувствовал, что вы сделали второй выбор, вы оправдываете ту политику (либеральную - «МК»), которая привела к трагедиям», - только и сказал премьер-министру лидер КПРФ. И выразил надежду: «думаю, вы сделаете правильные выводы».
«Геннадий Андреевич, в вашем сегодняшнем выступлении больше позитива, чем в моем», - заметил лидер фракции «ЕР» Владимир Васильев. Он говорил про подъем патриотизма в стране, про то, что люди надеются: столь же эффективно, как действовал президент в истории с Крымом, будет действовать власть и в других вопросах. Выступления других лидеров фракций были столь же «резки».
Облегченно выдохнувший Дмитрий Медведев сказал, что результат проводимой в последние 15 лет политики «в целом неплох», а значит, «курс был оправдан. Коррективы возможны, но после «трезвого расчета». «Когда речь идет об отстаивании наших национальных интересов, мы должны быть едины, и история с Крымом продемонстрировала это в полной мере»,- сказал он.
И не только история с Крымом...