«Задержан ряд сотрудников спецподразделения «Беркут». Это так называемая «черная рота», которая предназначалась для проведения спецопераций», — заявил Махницкий. Руководитель пресс-службы прокуратуры Василий Зоря сообщил, что среди задержанных — командир этого спецподразделения, выдававший подчиненным оружие. В Генпрокуратуре Украины полагают, что приказ стрелять спецназовцам отдал лично Виктор Янукович через свою администрацию, МВД и СБУ.
Заместитель генпрокурора Алексей Баганец уточнил: «Их задачей было, так они сейчас объясняют, но мы им до конца не верим, отстреливаться от наступающих митингующих и дать возможность основным силам «Беркута», которые были безоружны, имели только спецсредства, отступить по улице Институтской в район Банковой».
Попробуем разобраться. Во-первых, по информации наших источников, на данный момент под арестом остаются только трое спецназовцев, в том числе и командир роты. (По информации от тех, кто уже на свободе, их показания проверили на детекторе лжи.)
Во-вторых, как сообщили «МК» сотрудники «Беркута», «черной ротой» роту спецназначения никто и никогда не называл — ни сами спецназовцы, ни их коллеги. Этот термин является плодом художественного творчества сотрудников украинской генпрокуратуры. Видимо, при этом они отталкивались от черной униформы, в которой бойцы спецроты запечатлены на известных видеокадрах, где они с желтыми повязками на рукавах отстреливаются от наступающих боевиков Майдана в районе Октябрьского дворца.
Вот отсюда и будем отталкиваться. Эти кадры появились в день расстрела «небесной сотни» в эфире украинских телеканалов с комментариями: «Журналистам удалось снять снайперов, стрелявших в безоружных людей на Майдане». Я была тогда в Киеве. Кадры прокручивались по ТВ неоднократно, при этом каждый раз подчеркивалось, что они доказывают: а) «Беркут» был вооружен огнестрельным оружием; б) он применял это оружие, стреляя на поражение по людям.
Затем в Сети появилась полная версия этой записи, на которой хорошо видно, что бойцы стреляют не на поражение, а под ноги наступающим майдановцам. Председатель правления Ассоциации ветеранов спецподразделения «Беркут» Владимир Крашевский рассказал в интервью «МК», что лежащий снайпер на этой записи — боец спецназа внутренних войск «Омега». Очевидно, следствие отталкивалось именно от этой видеозаписи.
Часть бойцов роты, в которой по штату числится 90 человек, уже перебрались в Крым и влились в ряды крымского «Беркута». Основываясь на их рассказах, председатель правления ассоциации ветеранов спецподразделения «Беркут» Владимир Крашевский пояснил нам следующее. «Оружие было выдано всего 23 спецназовцам. Утром 20 февраля они находились в автобусе около Октябрьского дворца, который в то время был занят милицией и ВВ. Около 8 утра боевики атаковали Октябрьский дворец. Они стреляли из огнестрельного оружия, а для прикрытия огня использовали фейерверки. Когда милиционеры и солдаты массово побежали от Октябрьского дворца, бойцы спецроты бросились им на помощь. В их задачу входило прикрыть отступление безоружных милиционеров и вэвэшников, которых в то время во дворце было около 300 человек, многие спали. По сотрудникам милиции начали стрелять снайперы. Был убит боец роты спецназначения Николай Симисюк: его поразили классическим «дуплетом» — это когда два снайпера стреляют по одному человеку, один в ногу, другой в голову. Еще двое были ранены. Только после этого бойцы начали применять огнестрельное оружие, но не на поражение, а под ноги, чтобы остановить наступавших. До этого отстреливались резиновыми пулями из карабинов «Форт-500». А снайперов «Беркута» в этой группе не было вообще. Снайперы по силовикам могли стрелять из филармонии, Дома профсоюзов и главпочтамта — все эти здания находились под полным контролем майдановцев. Кроме того, с позиций, которые занимали бойцы «Беркута», просто физически невозможно попасть в тех людей, которых снайперы расстреляли на Институтской».
Следует также обратить внимание на заявленное прокуратурой орудие убийства — самозарядный карабин Симонова (СКС). Это древнее оружие, которое использовалось в Советской Армии еще во время войны с Гитлером — с начала 1945 года. Уже в 50-х годах он считался устаревшим и снимался с вооружения боевых частей. В настоящее время в армии и спецназе он не используется, зато пользуется большой популярностью у охотников. На Украине его легко приобрести по охотничьему билету. Стреляет патронами калибра 7,62. На вооружении «Беркута» состоит снайперская винтовка Драгунова (СВД).
Но главное даже не это. Главный вопрос — как смогли снайперы спецроты «Беркута» попасть в гостиницу «Украина», которая на тот момент была занята отрядами самообороны Майдана? Она была плотно окружена баррикадами. Весь ее первый этаж занимал полевой госпиталь. Прямо в холле стояли больничные койки, стойки с капельницами. А все ходы и выходы контролировали вооруженные боевики. Как в гостиницу ухитрились пробраться мужчины с военной выправкой, вооруженные огромной допотопной винтовкой? Неужели их визит не вызвал бы никаких подозрений у боевиков «Правого сектора», оккупировавших все этажи отеля?
Пока не будут получены ответы на эти вопросы, версия украинской генпрокуратуры вряд ли будет выглядеть убедительной.