МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Обрушит ли Америка мировые цены на нефть?

Как это ей удалось в 1986 году

Президент США Барак Обама отправился в столицу Саудовской Аравии город Эр-Рияд. В официальной повестке визита — ситуация в Сирии, Иране и Палестине, вопросы гражданских прав человека на Ближнем Востоке и финансовая помощь Украине. Неофициальные источники уверены, что Обама предложит Саудовской Аравии как лидеру ОПЕК обрушить мировые цены на нефть и таким образом наказать Россию за присоединение Крыма. Ранее со схожим предложением выступил известный финансист Джордж Сорос. Аналогичную схему американцы реализовали в 1986 году, когда всего за три месяца нефтяные котировки упали в 3,5 раза. Если Штаты и на этот раз обвалят нефтяной рынок, ущерб российской экономики будет исчисляться десятками миллиардов долларов, страну ждет масштабный финансовый коллапс, с которым не сравнится кризис 2008 года. Впрочем, эксперты не верят, что Штаты способны серьезно повлиять на мировые цены «черного золота». Для этого им нужно заручиться поддержкой арабских нефтяных шейхов, которые привыкли жить за счет нефтедолларов и сокращать свои доходы не собираются.

Фото: Александр Астафьев

Почему Сорос обижен на Россию?

Одиозный американский финансист Джордж Сорос сделал имя в начале 1990-х годов, когда за сутки заработал около $1 млрд на резком падении английского фунта против немецкой марки. Хотя его роль в обвале фунта явно преувеличена, получив миллиард, он получил и прозвище — «человек, который сломал Банк Англии». Теперь Сорос пытается «сломать» Россию, ударить нашу страну по самому больному месту — по нефтяной отрасли.

Обиду на Россию финансист затаил в 1997 году. Тогда вместе с Владимиром Потаниным он заплатил более $1,8 млрд за 25% акций российской телекоммуникационной компании «Связьинвест». После кризиса 1998 года стоимость ценных бумаг «телекома» на рынке упала более чем вдвое. Сорос назвал эту покупку «худшим вложением денег за всю жизнь». После долгих попыток спустя семь лет он избавился от своего пакета «Связьинвеста» всего за $625 млн.

Отомстить морально, а также, возможно, частично компенсировать финансовый ущерб от «русского бизнеса» Сорос рассчитывает на геополитическом уровне. Он предлагает Вашингтону распечатать стратегический топливный резерв США, создать на рынке избыток нефти и тем самым обрушить котировки «черного золота».

Back in the USSR

Сорос предлагает Вашингтону распечатать стратегический топливный резерв США, создать на рынке избыток нефти и, тем самым, обрушить котировки «черного золота».

Предложение Сороса имеет под собой историческую подоплеку. В 1986 году Вашингтон при поддержке стран ОПЕК сумел всего за три месяца снизить стоимость нефти в 3,5 раза. Чтобы понять причины этого события, необходимо вернуться еще на 13 лет назад.

В 1973 году произошел очередной арабо-израильский конфликт, получивший название Война Судного дня. Противостояние началось с нападения Египта и Сирии на Израиль. Арабские войска пересекли Синайский полуостров и начали продвигаться вглубь израильской территории. Впрочем, всего через несколько дней Израиль вытеснил египтян и сирийцев, которые в результате потеряли около 20 тысяч убитыми.

Арабские страны посчитали поражение оскорбительным для всего исламского мира и применили меры экономического и политического воздействия на союзников Израиля. ОПЕК ввел эмбарго на продажу нефти Западной Европе и приступил к практике согласования цен на «черное золото». Также картель начал применять квоты на продажу нефти на мировом рынке (искусственное ограничение добычи и поставок). Все это позволило увеличить стоимость сырья в 10 раз — к 1981 году средневзвешенная цена нефти выросла с $3,5 до $35 за баррель (более $90 по ценам 2000-х годов).

Для импортеров и особенно для США, которые являются крупнейшим мировым потребителем углеводородов, десятикратное повышение цен привело к стагнации в экономике, снижению уровня жизни, безработице. Американские автомобильные и машиностроительные концерны, предприятия металлургического комплекса, любое энергоемкое производство, себестоимость продукции которого напрямую зависит от цен на нефть, оказалось на грани банкротства. Суммарные потери промышленных предприятий доходили до $20 млн в сутки. «Арабы выжимали соки из земли, теперь выжимают из нас», — говорил тогда один из руководителей корпорации по производству спецтехники Caterpillar Джон Старки.

Советский Союз, который в то время быстрыми темпами осваивал перспективную Западно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию, напротив, воспользовался ростом цен на нефть. Экспорт сырья из нашей страны в первой половине 1980-х годов увеличился втрое до 46,5% (от общего объема поставок за рубеж). Даже несмотря на то, что начиная с 1982 года цены на нефть пошли вниз, к 1986 году они все еще находились на достаточно высоком уровне — $27 за баррель (стоит отметить, что примерно столько же нефть стоила в 2003 году до вторжения США в Ирак). Ежегодные доходы СССР от экспорта «черного золота» доходили до $30 млрд.

В свою очередь, США, переживая масштабный экономический кризис, осознавали, что высокие цены на «черное золото» позволяют их главному политическому сопернику буквально купаться в нефтедолларах. Положение усугублялось тем, что советские войска вели активные боевые действия в Афганистане, СССР проводил работу по реорганизации и укреплению местных вооруженных сил, увеличивал поставки боевой техники афганцам.

Все это привело к тому, что в 1981 году на президентских выборах в Штатах победил Рональд Рейган, ярый империалист, пропагандист борьбы с антиамериканскими режимами. Сформированное им правительство начало искать средства, чтобы переломить ситуацию.

Один из таких способов предложил эксперт Совета по национальной безопасности США Ричард Пайпс, который занимался вопросами внешней политики в рамках «доктрины Рейгана» (предполагала свержение просоветских и прокоммунистических режимов в странах третьего мира). Он рекомендовал использовать растущую зависимость советской экономики от конъюнктуры нефтяных цен для дестабилизации коммунистического режима. В ноябре 1982 года Рональд Рейган подписал директиву о национальной безопасности, в которой была поставлена задача нанести ущерб советской экономике.

Задача была возложена, в том числе, на директора ЦРУ Уильяма Кейси. Ему удалось убедить арабских шейхов отказаться от квот и системы согласования цен. Соответствующее решение страны ОПЕК приняли в декабре 1985 года. Среди прочего, на решение картеля повлияла афганская кампания Советского Союза — многие исламские государства совместно с США оказывали финансовую и военную помощь моджахедам. Американский астроном Карл Саган сравнил отношения СССР и США в те годы с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, у одного из которых есть три спички, у другого — пять.

Помимо этого, Вашингтон развязал, так называемую, гонку вооружений — начал стремительными темпами развивать обороно-промышленный комплекс, наращивать количество крылатых ракет, ядерного и прочего оружия.

Меры подействовали — на рынок хлынула дешевая арабская нефть. В январе 1986 года баррель упал в цене до $13-14, а в марте — до $9-10. Падение котировок позволило Штатам покупать за рубежом дешевое сырье, тем самым, стимулировать собственную экономику.

В своей книге «Долгое время» бывший премьер-министр России Егор Гайдар утверждает, что падение цен на нефть в середине 1980-х годов стало главной причиной развала Советского Союза. Только в 1986 году ущерб СССР от обвала стоимости «черного золота» составил $8 млрд (около $25 млрд в настоящее время).

Впрочем, по мнению бывшего советника президента России Андрея Илларионова, падение нефтяных цен стало лишь «последней каплей», подтолкнувшей нашу страну к саморазрушению. В стоимостном выражении нефть и газ составляли 60% экспорта СССР, однако две трети экспортных объемов энергоресурсов шло в страны социалистического лагеря, где и так действовали не рыночные, а договорные цены (ниже рыночных на 20-30%). Кроме того, экономика СССР была госплановой и в целом самодостаточной — на зарубежном рынке мы, в основном, покупали товары массового потребления, тогда как наукоемкие технологии разрабатывались внутри страны и продавались за рубли.

Советские экономисты информировали Михаила Горбачева о надвигающихся проблемах с экспортными доходами, однако, судя по всему, ему было не до этого. Бюджет СССР, который составлял на тот момент около 400 млрд рублей (примерно 1,8 трлн в настоящее время), трещал по швам еще и потому, что стране приходилось вкладывать значительные средства в спровоцированную Рейганом «гонку вооружений». Ежегодно на «оборонку» страна тратила десятки миллиардов рублей — только война в Афганистане, по оценке маршала Сергея Ахромеева (в 1979-1988 годы — первый заместитель начальника и начальник Генштаба), требовала 3,5-4 млрд рублей в год.

Советскому Союзу также приходилось расходовать валюту на погашение кредитов социалистических стран, набранных ими на Западе еще до «холодной войны», в 1970-е годы.

Более того, значительный урон советскому бюджету нанесли антиалкогольные указы Горбачева. В СССР тогда было зарегистрировано 5 млн алкоголиков. По статистике, каждый советский гражданин (включая грудных младенцев) выпивал 10,6 литра спиртного в год. Суммарный ущерб народному хозяйству от «сухого закона» оценивается в 100 млрд рублей.

Нефтяная удавка

В отличие от СССР, для новой рецессии российской экономики достаточно только одного падения цен на «черное золота». Зависимость нашей страны от нефти очевидна. Россия ежегодно экспортирует более 240 млн тонн «черного золота». При средней стоимости барреля в $100 это более $175 млрд дохода.

Стоит вспомнить, что из-за падения нефтяных котировок с $150 в 2008 году до $40 в 2009 году российский ВВП снизился на 8%. Любопытно, что, по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's, падение валового внутреннего продукта в России в долларовом выражении составило 20%

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, вместо прогнозируемого падения экономики в 2% на деле оно составило 8%, а в течении года падение доходило до 10%. Сокращение инвестиций оценивалось в 20%. Инфляция выросла до 10%. На столько же сократился индекс промышленного производства страны. По оценке тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина, падение объемов ВВП вкупе с девальвацией рубля грозило отбросить Россию во второй десяток стран с крупнейшей экономикой. Кризис усилился чрезмерными заимствованиями частного сектора. Просроченные кредиты в отдельных секторах превысили отметку в 50%.

Если Вашингтон последует рекомендации Сороса и вскроет свои стратегические резервы, в которых сейчас накопилось около 700 млн баррелей нефти, ее котировки упадут на 5-7%, считают эксперты. Этого, конечно, не хватит для тотального обвала стоимости «черного золота», как это произошло в начале 1986 года. Однако, если к этим санкциям присоединятся страны ОПЕК, вполне вероятно, что нефть упадет в 2-2,5 раза. Аналитики Международного энергетического агентства уверены, что потенциал роста добычи картеля превышает 5 млн баррелей в сутки. Этот объем ОПЕК может поставить на рынок в экстренном случае. Кроме того, Иран, экспортные контракты которого пока заморожены, в случае снятия против него санкций с готовностью выплеснет на рынок еще 2,5 млн баррелей в день.

Соответственно, каждая «бочка» нефти, отправляемая Россией на экспорт, будет стоить в районе $40-50. Еще в 2009 году Алексей Кудрин утверждал, что этот уровень будет означать крах российской экономики. Как говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, падение нефтяных цен и последующие вслед за этим экономические неурядицы в России могут привести к тому, что нашей стране придется залезть в свою последнюю копилку — золотовалютные резервы.

«В отличие от экономики Советского Союза, которая все-таки имела индустриальный характер, российская экономика давно и плотно сидит на «нефтяной игле». Падение цен до $40 за баррель вызовет финансовый кризис, с которым нельзя будет сравнивать ни 1998 год, ни 2008 год», — полагает Ясин.

Наполовину пустой стакан

Обвал нефтяных цен грозит России масштабным экономическим кризисом. Однако, сможет ли Вашингтон и на этот раз обрушить нефтяной рынок, остается под вопросом. На днях США уже продали 5 млн баррелей «черного золота» из своего стратегического резерва, однако существенного влияния на нефтяные котировки они этим не оказали.

Несомненно, для падения котировок Вашингтону необходима поддержка стран ОПЕК. По мнению директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, в 1980-е годы страны Ближнего Востока стали союзниками США, по большему счету, по причине активных боевых действий СССР в Афганистане. «Нефтяные эмиссары ОПЕК испугались территориального передела — вслед за Афганистаном советские войска могли маршем пройти через Пакистан и напрямую выйти к границе Ирана, акватории Аравийского моря и Персидскому заливу. В таком случае, нефтедовывающие страны ОПЕК, могли потерять позиции лидеров в производстве «черного золота», уступив свою нишу СССР. Картель, основными участниками которого на тот момент являлись Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, рисковать не захотел — шейхи согласились «уронить» нефть, восполнив упущенную прибыль путем наращивания поставок», — полагает Разуваев.

Однако не все представители ОПЕК оказались в плюсе — Саудовская Аравия и ОАЭ возместили за счет увеличения поставок. Тогда как Эквадор, Ангола или Нигерия, напротив, понесли убытки, поскольку были не способны в кратчайшие сроки нарастить добычу.

Кроме того, нефтяные доходы ОАЭ в настоящее время составляют около 80% бюджета. Авантюра, предложенная Соросом, о которой, скорее всего, пойдет речь на встрече Барака Обамы с арабскими лидерами, повлечет за собой снижение этого показателя. «ОПЕК неоднократно заявлял, что справедливая цена нефти колеблется в районе $100 за баррель. Ронять котировки вдвое ни Эр-Риад, ни Абу-Даби не согласятся — в составе того же ОПЕК слишком много конкурентов, готовых занять их место. Максимум, чего могут добиться США — это падение цен до $80 за баррель», — подсчитывает Разувает.

Однако $80 за баррель — не означает, что российская экономика войдет в пике. Сейчас бюджет России на ближайшие годы сверстан из расчета в $101 за «бочку». Доходные и расходные статьи российской казны предполагают стоимость барреля в $93, а сверхприбыль поступает в резервные фонды.

Российское правительство также может скорректировать расходы на федеральные проекты. В частности, на модернизацию БАМа и Транссиба в ближайшие два года Россия намерена потратить около 516 млрд рублей. Обе трассы в основном осуществляют грузовые перевозки. Если экономические санкции Запада продолжатся, поставки различной продукции через Тихий океан из США упадет до минимума, существенно расширять этот транспортный коридор не будет необходимости, соответственно бюджетные расходы снизятся. Как заявил помощник президента Игорь Левитин, если после аудита этого проекта станет понятно, что объемы перевозок будут далеки от возможностей железной дороги, правительство выберет другие первоочередные мероприятия, на которые с большей пользой можно потратить бюджетные средства.

Кроме того, стоимость нефти пока остается стабильно высокой — более $100 за баррель. За три месяца года это позволило накопить нашей стране определенный капитал, которым мы сможет нивелировать предстоящее возможное падение цен.

«Такие вещи, как обвал нефтяных цен, чрезвычайно серьезное геополитическое решение. Оно задевает интересы основных финансовых лидеров всего мира. Поэтому, если американцы пойдут на такой шаг, то делать это им стоит тайно, скрыто, не заявляя на каждом углу, что им ничего не стоит утопить Россию в дешевой нефти», — считает главный редактор «Финансовой газеты» Николай Вардуль.

Смотрите видео: "Список Обамы"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах