МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Церковь делит Крым

Первой жертвой возвращения полуострова в Россию может стать митрополит Лазарь

Священный синод Русской православной церкви принял заявление, в котором призвал не допустить повторения насилия на Украине. На том же заседании обсуждался порядок взаимодействия с епархиями РПЦ в Крыму. Другие российские конфессии также готовятся к интеграции с единоверцами на полуострове. Как она будет происходить и с какими проблемами, спорными вопросами может быть связана? Об этом «МК» спросил у духовных лиц.

Фото: Наталья Мущинкина

Протодиакон Андрей Кураев: «В Крыму есть три епархии РПЦ. Вопрос в том, как у них административно пойдет связь с Москвой: напрямую или через Киев. Одно другому не мешает. Поскольку Крым станет российским, то взаимодействие с государственными и коммунальными службами пойдет, естественно, через Москву. А то, что касается церковной иерархии, — через Киев. До сих пор украинские епархии весьма наплевательски относились к инструкциям из Москвы. Указания, которые шли по линиям церковных министерств и отделов, на Украине, как правило, игнорировались. Думаю, что сейчас у крымских епархий будет более внимательное отношение к наставлениям из Москвы.

Вопрос взаимоотношений Москвы с украинскими епархиями РПЦ может обостриться только в случае ухода или кончины одного из епископов Крыма. Тогда встанет дилемма — где искать ему замену: на киевском синоде или московском? И вопрос о реальном подчинении крымских епархий встанет ребром.

Еще одна проблема будет связана с Таврической семинарией в Симферополе. Если она остается в подчинении украинской церкви, то превращается в зарубежную организацию. А зарубежным религиозным центрам в России несколько сложнее вести хозяйственную и образовательную деятельность.

Добавлю, что кроме объективных сложностей есть одна персональная. Речь о том, что крымский митрополит Лазарь для русского движения Крыма — чужой человек. Он все эти 20 лет вытеснял русских священников из более или менее значимых приходов и ставил выходцев из Западной Украины. Он — человек пожилой, сможет ли идейно и психологически перестроиться под ту атмосферу, которая сейчас в Крыму, или решит спокойно уйти — большой вопрос. Я даже не исключаю того, что по законам революционного времени как в Крыму, так и в Киеве его могут попросить отдать власть и переехать на родину.

Что касается раскольнической Украинской православной церкви, которая не входит в РПЦ, и Украинской греко-католической церкви, то у них в Крыму проблем не будет, потому что они в нем практически не представлены».

Муфтий Рушан хазрат Аббясов, заместитель председателя Совета муфтиев России: «В связи с присоединением Крыма в исламском мире принципиально ничего не изменится. Мы и до этого были близки, взаимодействовали с духовным управлением мусульман Крыма, поддерживали братские узы со всеми мусульманами стран СНГ. Потому что для верующих людей нет границ, они всегда будут поддерживать друг друга и вместе молиться о мире и согласии. После присоединения Крыма, я думаю, у нас станет больше совместных мероприятий, конференций, встреч. Мы об этом уже договорились и теперь строим планы. У мусульман нет такой жесткой иерархии, как у других церквей. У нас община выбирает своего духовного лидера, и это лежит в основе всего, а дальнейший рост зависит от уровня образования. Структурно в российской унии три федеральных центра: Совет муфтиев России в Москве, Центральное духовное управление в Уфе и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Что касается духовного управления мусульман Крыма, то оно пока остается самостоятельной единицей, четвертым федеральным центром. Так было традиционно, даже до революции существовало Таврическое духовное управление. А дальше время покажет, как будет удобнее развивать наши контакты.

Епископ Константин Бендас, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской: «Нам не нужны никакие миссионерские проекты в Крыму, так как евангельская церковь не имеет границ. В Крыму много евангельских церквей, молельных домов — и наши отношения с ними никогда не прерывались. С юридической точки зрения они входят в различные украинские союзы и объединения, но мы полагаем, что переход под российскую юрисдикцию не первостепенный вопрос. И его нельзя ни в коем случае педалировать. Церковь выше документов и печатей. Главное, чтобы наши отношения еще более укреплялись и усиливались. Сегодня мы оказываем посильную помощь нашим братьям в Крыму и Севастополе: духовно — молитвой, и практически».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах