Как отметил Юрий Чайка, за два года реализации «Национального плана» были достигнуты «определенные позитивные результаты».
- Разрушается стереотип о неприкосновенности высокопоставленных чиновников, - уверен генпрокурор. - За первое полугодие текущего года осуждено 3,6 тысячи коррупционеров различного уровня. По материалам прокурорских проверок за 9 месяцев этого года 59 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
По словам генпрокурора, «впервые за несколько лет сократилось количество уголовных дел коррупционной направленности, возвращенных прокурорами и судом» для дополнительного расследования, а оправданий по таким делам стало втрое меньше.
Но, как отметил Чайка, остается и «ряд проблем, существенно влияющих на общие оценки состояния противодействия коррупции».
- Зачастую усилия правоохранительных органов сосредоточены на выявлении малозначительных преступлений, фактов получения незаконных вознаграждений преподавателями и медицинскими работниками. Например, в Забайкальском крае преподавателям-супругам одного из техникумов на двоих вменено совершение 170 фактов получения небольших взяток за положительную сдачу экзаменов, и это составило 60% от всех зарегистрированных в текущем году в регионе преступлений указанной категории, - поставил на вид генпрокурор.
Среди ухищрений правоохранителей, по словам генпрокурора, встречаются даже «примеры необоснованной постановки на учет коррупционных преступлений, виновными в совершении которых признавались умершие лица» и выявление преступлений с истекшим сроком давности, по которым уже невозможно никого привлечь к ответственности.
Из негативных явлений, влияющих на оценку результатов борьбы с коррупцией, Чайка назвал и недостатки в работе следствия: прокурорами было отменено 7 тысяч незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Особо отметил генпрокурор и проблему возмещения ущерба, причиненного в результате совершения коррупционных преступлений: в Росфинмониторинге не всегда устанавливают наличие денег и имущества коррупционеров, суды не достаточно применяют конфискацию, а судебные приставы не взимают назначенных судами штрафов, если речь идет о штрафах, кратных сумме взятки или подкупа.