«Такой представительный форум давно не собирался — писатели, педагоги, издатели, критики, переводчики — все, кто имеют отношение к литературе. А, может быть, и не собирался никогда», — начал свое выступление Путин.
Главную тревогу, — продолжил президент, — вызывает падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Мы не можем больше называть себя самым читающим народом мира. Ведь россияне отводят чтению лишь 9 минут в сутки, и этот минимум показывает тенденцию к сокращению. Многие молодые люди уже не могут внятно излагать свои мысли.
Выход один — реформа школьной литературы. «Прививать вкус к литературе надо с детского возраста, причем не только знакомить с классиками детей, но и с современными писателями. 2014 год объявлен годом культуры. Предлагаю объявить 2015 год — годом литературы», — обратился Путин к залу.
По словам президента необходимы долгосрочные продуманные меры поддержки литературы. И за предложениями от учителей по этой части дело не стало. Для начала они предложили президенту отказаться от идеи создания «единого» школьного учебника по их предмету, а заодно отменить образовательный стандарт для старших классов, который в принципе не предусматривает такого предмета, как литература в 10-11 классах.
Главное же, подчеркнул московский учитель словесности, член Общественной палаты Сергей Волков, «остановить стремительное сокращение академической свободы школьного учителя. Сегодня он в основном занят составлением бумаг и «формированием коммуникативных навыков», вместо того, чтобы обсуждать с детьми любимые книги. В противном случае, по нынешним правилам, педагогу ни за что не набрать баллов, необходимых для аттестации».
Путин объяснил залу причины бедственного положения школьной литературы так: «Представители так называемого креативного класса пробрались в Минобрнауки и там все это нарисовали. Вообще-то креативность - это хорошо. Но иногда креативщики перебарщивают. А за всем не уследишь. В целом же хотелось кого-то догнать и с этой целью расширить сферу информатики. Вот такой дисбаланс и получился. А язык — вещь хрупкая. Я дам поручение главе Минобрнауки разобраться».
Не обошлось и без политики. Писатель Сергей Шаргунов спросил президента о фигурантах «Болотного дела».
— С музами дружат, а с головой не дружат, — сказал ВВП. — Кидаться в полицию нельзя. Иначе мы можем вновь столкнуться с тем, с чем уже столкнулись в 1917 году. Кто-нибудь этого хочет? В Лондоне участников массовых беспорядков искали год, всех нашли и посадили. Есть красная черта, за которую нельзя заходить ни при каких условиях. Государство не должно быть жестоким. Но оно должно следить за тем, чтобы все соблюдали определенные правила...
И тут случилось неожиданное. Правнук Достоевского Дмитрий (член ученого совета музея Достоевского в Петербурге), сидевший в президиуме, выступил с репликой: "Пробежал я сейчас по жизни Федора Михайловича в Сибири. Он преступил закон и получил по праву. И мы получили человека, возросшего во много раз. Получили гения. Каторга - серьезное горнило. Если эти люди пройдут каторгу и тоже станут гениями, то будет хорошо".
Достоевскому ответила Наталья Солженицына, напомнив о былых и нынешних «прелестях» российских лагерей. И тем самым избавила президента от необходимости как-либо комментировать слова г-на Достоевского.