Послушать уполномоченного по правам человека пришло очень много народа: стульев на всех не хватило, некоторые сидели на лестнице. «Три созыва пришлось мне оттрубить здесь, был председателем Комитета по международным делам, потом вице-спикером», — сказал бывший член фракции «Яблоко». Он напомнил, в каких условиях рождалась Конституция в 1993 году: «Мы просто прошли тогда через последнюю революцию жестокого XX столетия, запах кровавой войны и ненависти чувствовался в воздухе», — вспоминал г-н Лукин, и отметил большую заслугу Бориса Ельцина, который «буквально продавил федеральную Конституцию через дебри сепаратизма», «выхитрил ее».
Все ошибки первого Президента РФ «меркнут перед этим», сказал уполномоченный. Да, зазор между декларацией и жизнью очень и очень велик, но «наша демократия — развивающаяся, и ничего обидного в этом нет».
Г-н Лукин выразил надежду на то, что никогда в нашей Конституции не найдется место «мракобесию». И рассказал, как глава администрации маленького городка отказал представителям одной из конфессий в проведении мероприятия, а в отказе «имел глупость написать, что решение согласовал с руководством другой конфессии, сами догадаетесь какой». Уполномоченному пожаловались, он обратился в суд, суд признал отказ незаконным: по Конституции, верующие всех зарегистрированных конфессий на территории РФ равны...
Иногда уполномоченный обращается и в Конституционный суд: одно из таких обращений привело к появлению постановления КС, в котором запрет избирателям обжаловать результаты выборов на участках был признан неконституционным.
«Национальная Конституция не подлежит конъюнктурному воздействию, ничего вечного нет, но я полагал бы оправданным длительный мораторий на внесение изменений в первые ее главы», — заявил г-н Лукин. Главы 1 и 2 Основного закона устанавливают основы конституционного строя и закрепляют права и свободы граждан РФ. Для их изменения недостаточно принятия конституционного закона, как в случае внесения правки в другие главы, — потребуется созыв Конституционного собрания. «Есть горячие головы, которые предлагают написать более совершенный текст, но как только это будет сделано — сразу появятся еще более горячие головы», — пояснил он свою позицию.
«В СССР каждый новый начальник переписывал Конституцию, а что толку? Проблема не в тексте, а в том, как он стыкуется с практикой», — говорил он позднее, отвечая на вопросы студентов. Созыв Конституционного собрания, по его мнению, «породит хаос».
Но против внесения «отдельных поправок» в другие главы Конституции г-н Лукин не возражал и предложил «в удобное время принять поправку к Конституции, которая включит уполномоченного в число субъектов законодательной инициативы, то есть даст ему право вносить законопроекты в парламент. А пока внести в регламент Госдумы норму, которая требовала бы перед принятием законопроектов, затрагивающих права и свободы граждан, направлять их на экспертизу к уполномоченному...
«Одна из потрясающих заслуг Владимира Путина в том, что в 2007 году он не изменил статью Конституции, которая запрещает избираться на пост президента более двух сроков подряд; было множество обращений в Госдуму на этот счет, но он не пошел на это», — подхватил тему глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР»). Г-н Плигин не вспомнил, как сразу после того, как Владимир Путин на время передал свой пост Дмитрию Медведеву, в Конституцию была внесена поправка, увеличивающая срок полномочий президента с 4 до 6 лет (те самые «два срока подряд», таким образом, выросли с 8 до 12 лет).