Участник форума, спросивший про пенсии, не называл планы по переведению средств из всех фондов, в том числе частных, в страховую часть, называл это не иначе, как «конфискацией».
«Правительство не обсуждает вопрос конфискации накоплений пенсионных, - возразил Путин. - В накопительной системе порядка 2,5 трлн рублей. Вопрос их эффективного использования до сих пор не решен». «Ими Минфин пользуется в своих целях, бумаги туда-сюда двигает, - раскрыл секрет того, где пенсионные деньги, президент. В зале послышались смешки. «Все засмеялись, а Алексей Леонидович (Кудрин – «МК») почему-то не смеется. Потому что он это движение начал», - поддел Путин.
По его словам, до конца года на уровне парламента и кабмина должно быть принято «пять-шесть решений», благодаря которым будет сформирована эффективная система гарантий сохранности пенсионных накоплений, с одной стороны, при их качественной работе на экономику страны. Негосударственные пенсионные фонды, по словам ВВП, должны будут пройти переаттестацию – то есть доказать свою способность сохранить и приумножить пенсионные накопления граждан, а уже потом им (может быть) вернут деньги. Но накопительная система, к которой так активно призывал в свое время и сам Путин, «как проект не закрывается».
- Мне непонятно, почему эти средства перейдут в пользование других лиц, - не успокаивался бизнесмен. Имея ввиду планы по переводу пенсионных денег на капитализацию одного из крупнейших банков.
- Я считаю, что я ответил, - возразил Путин. - Те, кто заинтересован в том, чтобы эта система дальше продолжала работать, пускай позаботятся о том, чтобы продвинуть через правительство и парламент эти 5-6 решений, гарантировать сохранность пенсионных накоплений, и включиться в эту работу дальше.
К тому же оказалось, что с «заморозкой» пенсионных накоплений граждане могли столкнуться еще раньше. «У меня правительство обещало еще в начале года делать эту работу, - рассказывал Путин. - До сих пор работа не завершена. Пусть сделают эту работу. Я не хочу, чтобы у нас в стране появились новые обманутые вкладчики».
Помимо полуполитического вопроса – о пенсиях – Путину пришлось говорить о чистой политике. Представитель «Wall Street Journal» интересовался у Путина, в «его ли силах» завершить «громкие дела о коррупции среди чиновников» и гарантировать безопасность «узникам Болотной» и Ходорковскому (имени олигарха-сидельца, он, правда, не называл». Мол, это бы увеличило доверие инвесторов.
«Нам безусловно нужно думать о защите собственности и совершенствовать все, что с этим связано, - отвечал Путин. Но есть закон, который должны соблюдать все – это касается и представителей власти, и представителей бизнеса. Если мы этого добьемся, то тогда инвесторы получат ясный сигнал. Все, что касается событий годичной давности или шестилетней давности, в России, также, как и в любой демократической стране, все эти процессы должны происходить в рамках действующего законодательства и исключений быть не должно». А о Ходорковском (также не упоминая имени), Путин сказал: «О тех, кого считают политическими деятелями. Если вы имеете ввиду старые дела, эти люди политикой не занимались, но стали сразу политическими деятелями после того, как попали в места лишения свободы. Я не уверен, что нужно их всех вечно за это преследовать, что над любым человеком, допустившим нарушения, должен вечно висеть дамоклов меч возмездия. Если человек получил наказание, это все когда-то проходит. Власть должна быть сильной, последовательной и справедливой». То есть у Ходорковского есть не только шансы на то, что срок его заключения не увеличится, но, глядишь, и на амнистию.