Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы «МК» по развитию дела Марии Алёхиной и Надежды Толоконниковой.
- Мария Алёхина просит о смягчении наказания — на ваш взгляд, это было бы лучше для участниц группы Pussy Riot?
- Я не вижу прогресса в их духовном состоянии. И на отсутствие этого прогресса вряд ли повлияет что продолжение заключения, что освобождение. Мне приходилось объяснять в прямом письме госпоже Толоконниковой, в чем она не права. Совершенный ей грех если не будет раскаян на исповеди, если она не пересмотрит своё к нему отношение, наказывается Богом гораздо страшнее, чем наказание любого земного суда: наказывается вечными муками. Мы знаем из Евангелия — перечитайте хотя бы Нагорную проповедь — что даже мысленный грех обрекает человека на геену. Об этом надо думать прежде всего. Позиция о том, что грех Богу безразличен, что Он способен с ним примирится, абсолютно антихристианская и прямо противоположная Евангелию, двух мнений тут быть не может. Люди, которые хотят, чтобы Бог одобрял или примирялся с кощунством, развратом, агрессивным безбожием, - верят в бога, которого нет, и обращаются к несуществующему, придуманному ими фантому. Бог Библии, Бог Евангелия ясно обещает воздаяние за нераскаянный грех, и говорит о том, что за него будет наказание — иногда в земной жизни, и обязательно в вечной. И об этом нужно сегодня не просто говорить, а кричать. Люди, которые считают, что Бог одобряет грех или примиряется с грехом, столь же опасны для самих себя и для общества, как те, кто считает, что любая болезнь сама пройдёт и никогда не закончится трагически. Возмездие за грех - смерть, избежать этого возмездия мы можем только при условии покаяния и приобщения к жертве Христа через таинства церкви.
- А как же «прощайте врагов ваших», «подставь другую щёку»?
- Мы должны прощать наших личных врагов, так говорит традиция церкви, но та же священная традиция, являющаяся голосом Бога, говорит, что защищать веру, святыню нужно, в том числе с оружием в руках. Неслучайно церковь освящала, освящает и будет освящать оружие, при этом говоря: «Благословение Бога да снидет и пребудет на оружие сие и на носящих его к защищению и заступлению истины Христовой». Пацифизм не имеет ничего общего с истинным христианством. Да, в церкви могу быть люди пацифистских убеждений, мы с ними ведем дискуссию. Но и библейская традиция, в том числе новозаветная, и имена многих святых, и литургическое наследие церкви, к которому я только что обратился, приведя цитату, говорят о том, что христианин обязан защищать свою веру и святыни своих ближних, применяя силу закона, прося государство, чтобы закон был исполнен, когда это необходимо, и применяя физическую силу, силу оружия в рамках закона. Здесь тоже двух мнений нет, учение святых именно таково.
- Вы ранее уже говорили, что человек, нарушавший закон, как Надежда Толоконникова, должен был ожидать, что окажется не на курорте. Многим кажется, что церковь всё-таки могла бы «милость к павшим призывать». Какое у вас отношение к этой критике?
- Вы знаете, самое главное чтобы у человека что-то изменилось внутри. Наказание, которое сейчас не без Божьей воли она несет, связано в том числе и с физическими трудностями, как любое наказание такого рода. Конечно, нужно добиться того, чтобы в тюрьмах ничего не происходило такого, что бы создавало намеренную угрозу здоровью человека, приводило бы к неоправданному насилию, не связанному с самообороной и поддержанием порядка. Но труд и стесненные обстоятельства — это, конечно же, часть наказания, которую должен нести любой, кто в значительной мере преступил закон. Сейчас, насколько я знаю, она находится в относительно благоприятных условиях, более благоприятных, чем у большинства заключенных. Послужит ли это ей к вразумлению или, наоборот, к ложному и вредному чувству якобы одержанной победы — большой вопрос.
- Но там же речь не только о Толоконниковой, а вещи совершенно страшные описываются, после которых женщины могут тяжело заболеть, никогда не иметь детей...
- Я сказал: любое преднамеренное нанесение вреда здоровью, конечно, должно быть исключено, в том числе в такого рода местах. Для этого и нужно, чтобы они были более человечными.
- У меня такое ощущение, что тут есть три пласта: отношения участниц группы со светским законом, с Богом и с церковью. С Богом они, наверное, встретятся в другой жизни, а вот церковь всё-таки, наверное, могла бы...
- Бог им все сказал через церковь. Церковь — это тело Христово, Его голос в мире. Когда мы что-то говорим, мы стараемся это соотносить с Евангелием, Библией в целом, с голосом святых. То есть со словом самого Бога. И Он сам сказал: «Я есмь истина». Особенно печально и опасно то, что сегодня некоторые люди настойчиво, с надрывом, с мукой пытаются выдать за Бога кого-то, кто им не является, выдуманный ими самими образ некоего существа, одобряющего то, что Бог Библии карает. Поэтому очень важно расставить точки над «i». Важно сказать людям, утверждающим, что Бог одобряет грех: вы не христиане. То, что вы говорите, христианству прямо противоположно. Это дух Антихриста.
- А письмо Толоконниковой в целом вы можете прокомментировать?
- Письмо госпожи Толоконниковой, конечно, нужно рассматривать в контексте той политтехнологической команды, которая с ней связана. Почему это письмо появилось именно сейчас, и почему раньше она ничего подобного не писала, - огромный вопрос. Через жалость нас пытаются подвести к однозначным выводам: вот жертва, вот преступники. И перевернуть таким образом логику нормального человека. Так вот, неплохо представляя себе эту команду технологов и пиарщиков, я бы хотел сказать только одно: когда они вас к чему-то побуждают, сделайте ровно наоборот, чтобы не быть зависимыми от игр этой команды глупцами. Сделайте ровно наоборот — и если в ответ поднимется страшный визг, значит, всё хорошо, значит, вы правы.