Навальный, сделавший себе имя на борьбе с коррупцией в системе госзакупок, одним из первых попытался воспользоваться системой внесения законопроектов в Госдуму через сайт общественной инициативы. Для этого инициатива должна набрать 100 тысяч подписей, и сторонники оппозиционера их собрали. Автографы верифицируются через сайт госуслуг, так что это «настоящие» подписи, а не виртуальных роботов.
Навальный предлагает установить лимит на покупку автомобилей для государственных и муниципальных служащих — 1,5 миллиона рублей. В ходе экспертного обсуждения Михаил Абызов заявил, что 85% автомобилей, приобретаемых для госслужащих, и так стоят от 700 до 850 тыс. рублей. Так что серьезных потрясений принятие «закона Навального» вызвать не должно.
С другой стороны, в оставшиеся 15% закупок входят не только непомерные запросы чиновников-сибаритов (спортивные рули, кожаные салоны, обшивки из эксклюзивных сортов древесины), но и случаи, когда машину действительно необходимо оснащать дорогостоящим оборудованием. Поэтому группа рекомендует правительству разработать систему, при которой орган государственной власти сможет делать исключения и разрешать превышение верхней планки в 1,5 миллиона. В частности — когда придется приобретать бронированных «железных коней» для высших должностных лиц.
А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заметил, что иной раз затраты на обслуживание автомобиля могут в разы превышать его стоимость. Поэтому ограничивать надо не только стоимость закупок, но и затраты на технический сервис или аренду служебных машин.
Все бы ничего, вот только из документов экспертной группы следует, что кабмин еще должен определить «вид нормативно-правового акта», который будет ограничивать любовь чиновников к кожаным салонам. А значит, речь идет не о федеральном законе, а, например, о постановлении правительства.
Сам Алексей Навальный настаивает на принятии именно закона, но отмечает, что его команде «ехать, а не шашечки» - главное, чтобы бюджетные денежки были целы.