В июле самолет президента Боливии Эво Моралеса, который возвращался в Южную Америку, вопреки всем международным нормам был подвергнут досмотру, что является беспрецедентным случаем в мировой практике. Под нескрываемым давлением Вашингтона несколько государств (Испания, Франция, Португалия, Италия) отказали боливийскому президенту в посадке и дозаправке самолета. Основанием стало всего лишь «подозрение» США, что г-н Моралес якобы укрывает в самолете бывшего агента ЦРУ Эдварда Сноудена с целью предоставить в Боливии политическое убежище разоблачителю Агентства национальной безопасности. Позднее лайнер был перенаправлен в аэропорт столицы Австрии и досмотрен. Подозрения США не подтвердились. Боливия подала официальный протест, после чего ей принесли публичные извинения за данный инцидент.
И вот теперь Обама отменил запланированный ранее сентябрьский визит в Москву и встречу с президентом Путиным, назвав главной причиной этого решение РФ предоставить Сноудену временное убежище. Поступок Обамы абсолютно не обоснован, учитывая то, что между РФ и США нет договора об экстрадиции. Более того, как ранее отметил Путин на одной из пресс-конференций, Москва была одним из пунктов на пути следования Сноудена на Кубу, а задержаться в международном аэропорту «Шереметьево» американцу пришлось только потому, что правительство США, как и в случае с президентом Боливии, лишили Сноудена возможности беспрепятственного дальнейшего перемещения.
Авторитетный эксперт в области международного законодательства г-н Ричард Фолк — почетный профессор Принстонского университета и человек необычайной силы духа — отметил: «Предоставление Россией г-ну Сноудену статуса политического беженца сроком на один год полностью соответствует международной практике обеспечения защиты, которая должна быть предоставлена любому обвиняемому в ненасильственных политических преступлениях, находящемуся на территории иностранного государства и преследуемому по закону своей страны, которая обращается по дипломатическим каналам с требованием привлечения обвиняемого к ответственности в соответствии с нормами национального законодательства.В сложившейся ситуации передача Россией Сноудена правительству США была бы опрометчивым шагом и с моральной, и с политической точек зрения, учитывая инкриминируемые Сноудену обвинения... Отказ СМИ акцентировать внимание на том, что шпионаж является главным обвинением, вменяемым Сноудену, доказывает, что его преследуют по политическим мотивам, а политические убеждения, согласно международному праву, исключаются из перечня обвинений, влекущих выдачу преступников».Заметим, что, как всем известно, Вашингтон крайне избирателен в вопросах экстрадиции преступников, находящихся на территории США,и неоднократно отказывал в выдаче не только тех, кого преследуют по политическим мотивам, но и осужденных террористов, наркобаронов и убийц.
События вокруг дела Сноудена приводят нас к единственно возможному выводу: для США оно является очередным поводом досадить России и президенту Путину, который стал серьезным препятствием на пути реализации международной программы Вашингтона. Америка всеми силами пытается отвлечь мировое сообщество от обоснованных претензий к тем, кто стоит за незаконной слежкой, осуществлявшейся Агентством национальной безопасности.Первой ласточкой в маскировке истинных причин действий администрации США стала попытка представить Сноудена — борца за гражданские права, человека, пролившего свет на вопиющие случаи нарушения конституционных прав и свобод граждан своей страны — как виновного в шпионаже, предателя своей страны. Однако открытым остается вопрос: кто именно считает Сноудена предателем?
Разоблачения Сноудена о тотальной слежке в киберпространстве, появившиеся впервые на страницах лондонской газеты Guardian в материалах под авторством Гленна Гринвальда, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Эти откровения стали первыми из серии публикаций, основанных на 20000 документах, переданных Сноуденом репортеру Guardian. Разоблачения Сноудена застали Обаму врасплох во время его встречи с новым генсеком ЦК КП Китая в Калифорнии как раз тогда, когда Обама пытался убедить всех в том, что сами США стали объектом кибератак, подготовленных и проведенных Китаем. Разумеется, после сенсационных заявлений Сноудена всеобщее внимание переключилось на скандальные откровения бывшего сотрудника АНБ США.
И все же, как бы ни было неприятно и возмутительно завидное постоянство, с которым США игнорируют нормы международного права всякий раз, когда им это нужно, истинная причина отмены встречи с президентом России в другом. Путин, сменивший Медведева на посту президента в мае 2012 года, демонстрирует куда более решительную позицию, защищая российские национальные интересы на мировой арене. В бытность Медведева президентом, конечно, ни о каком компромиссе с Россией также не могло быть и речи, но американская пропаганда работала над тем, чтобы предложения Вашингтона хотя бы выглядели благоразумно. Многие забывают, что нашумевшая «перезагрузка» Хиллари Клинтон была символическим знаком, показывающим, насколько американской администрации приятнее иметь дело с Медведевым, нежели с Путиным в качестве президента. Вашингтон, к примеру, усердно делал вид, что в таких жизненно важных вопросах, как американские базы ПРО в Польше, Чехии и Турции, направленных на противодействие ядерному потенциалу России, они готовы пойти на уступки.
Именно страх перед переходом Москвы к более жесткой международной политике сподвиг Вашингтон принять превентивные меры. В частности, подготовить серию антипрезидентских выступлений внутри России, участники которых отбирались самым тщательным образом: активисты движений протеста непременно должны были быть финансово зависимыми от негосударственных организаций, спонсируемых правительством США. В качестве примера такой организации можно назвать Национальный Фонд Поддержки Демократии, а в качестве активиста — Алексея Навального. Предназначение подобных движений протеста заключается в поиске путей ослабления политического влияния Путина. И, как показывает ситуация вокруг Сноудена, борьба далека от завершения.
Сегодня Россия начинает играть ведущую роль в создании транснационального противовеса потенциальной гегемонии США. Это и есть истинная причина использования дела Сноудена в качестве предлога для отказа от двусторонней встречи с Путиным.В противном случае эта встреча могла бы стать очередным разоблачением Барака Обамы, когда всем стало бы окончательно ясно, что, как в сказке Андерсена, «король-то голый!».
Уильям ЭНГДАЛЬ.
Международный аналитик,
эксперт в области мировой
экономики и политологии, экономист, писатель и публицист. Эксперт
инициативы «ПостГлобализация».