Главным достоинством устава будет его наличие. С советских времен ничего похожего у правоохранительных органов просто не существовало.
В уставе подробно описаны варианты дисциплинарных взысканий (от замечания до увольнения со службы) и поощрений (от объявления устной благодарности и личной фотографии на фоне знамени органа внутренних дел до присвоения внеочередного звания и представления к государственной награде).
Значительно более расплывчато описаны обязанности сотрудников по поддержанию дисциплины. Многие его пункты выглядят не иначе как признанием бедственной обстановки.
Так, устав фактически начинается со слов о том, что “каждый сотрудник сознательно и беспрекословно должен соблюдать законодательство РФ и присягу”. То есть составители нового устава отдают себе отчет, что в реальности далеко не все сотрудники действуют таким образом.
Начальникам в обязанности вменяется “формирование у сотрудников навыков антикоррупционного поведения”. Что-то вроде навыков мелкой моторики у детей. Видимо, сотрудника предполагается бить линейкой по рукам, когда он пытается брать взятку.
Упоминается и какой-то мифический “профессионально-этический антикоррупционный стандарт поведения”. Видимо, наличие уголовной статьи о вымогательстве признано недостаточным — и теперь необходимо разработать какой-то стандарт.
Многие самоочевидные вещи требуют лишнего повторения для сотрудников органов внутренних дел. Надо “беречь вверенное оружие и спецсредства” (мало кто наутро помнит, где оставил свой табельный ПМ?), не забывать “точно и в срок исполнять приказ” (а то иногда очень лень?), “контролировать действия подчиненных” (обычно они там чем-то своим непонятным занимаются?), “с достоинством вести себя в общественных местах и проявлять уважительное отношение со всеми сотрудниками”.
Кроме этой печальной картины в уставе есть и какие-то странные несуразности. Начальникам по уставу нельзя разглашать гостайну и терять секретные документы. Возникает вопрос: почему, например, за вооруженный мятеж дисциплинарного наказания не предусмотрено? Дублирование статьи УК в Дисциплинарном уставе можно объяснить лишь частотой, с которой офицеры милиции забывают секретные папки на скамейках в парках.