Конференция “Беларусь—Россия: конец союза, начало прагматического партнерства?” прошла в одной из самых фешенебельных гостиниц российской столицы. Из Белоруссии прибыли лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, его заместитель Александр Добровольский, кандидат в президенты Ярослав Романчук. Среди российских политиков был Владимир Рыжков, Леонид Гозман. Ожидалось прибытие председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Алексея Островского, Бориса Немцова, представителей посольства США.
— Информационный конфликт между странами больше напоминает разборку “по понятиям” — слишком силен эмоциональный фактор в действиях России. Расчет, очевидно, сделан не на смену власти в Белоруссии. Москва, видимо, хочет просто приструнить Лукашенко, — считает белорусский политолог и эксперт Александр Класковский. — Однако, если для Москвы это может быть всего лишь игрой, то для минского режима это вопрос выживания. Батька давно предвидел такой ход событий и уже несколько лет тщательно фильтрует контент российских СМИ, снижает их влияние.
В результате, по данным социологов, только четверть населения республики что-то слышали о показанном компромате. При этом больше тех, кто считает информацию ложной, а не правдивой. Правда, позиции убежденных лукашистов размываются — и при достаточном напоре, твердости кампании определенных сдвигов в общественном мнении можно будет добиться.
Есть, правда, и обратный эффект. Батька сумел себя идентифицировать со всей Белоруссией. Теперь он укрепляет имидж защитника независимости, таким образом окончательно отбив хлеб у оппозиции. В стране набирает силу тренд белорусизации. На государственном телевидении теперь через один идут репортажи на белорусском языке. Происходит переход от советской трактовки истории к собственно белорусской. Появилась национальная компонента в идеологии. Увеличивается число сторонников интеграции в Евросоюз и противников союза с Россией.
Определенное влияние оказали российские медиаатаки и на белорусскую оппозицию. Среди противников режима усилился и без того значительный раскол. В оппозиции боятся теперь мифического “кремлевского ставленника”. И бьются теперь на два фронта.
По словам белорусских наблюдателей, эффект от медиавойны может быть совсем не тот, которого хочет Кремль. Прахом могут пойти важнейшие интеграционные инициативы Москвы, в первую очередь Таможенный союз. Момент истины наступит уже с нового года, когда станет понятно, что дешевых энергоносителей Минску никто не даст.
Удивительно, но в настоящий момент ставить России на грядущих выборах в Белоруссии особо не на кого. Внешняя политика нынешней власти разновекторна. Оппозиция и вовсе строго проевропейская. Мощной пророссийской силы просто нет. Союз на данный момент, по мнению экспертов, не существует. Но и прагматическое партнерство отсутствует. Остается надеяться, что политики сумеют хотя бы сохранить то лучшее, что есть сейчас, и не поссорят народы.