Инициатива с решением вопроса, как всегда, исходила “снизу”. Спикер Госдумы (а по совместительству — председатель Высшего Совета “Единой России”) обратился к Дмитрию Анатольевичу с просьбой разобраться в ситуации, складывающейся вокруг прокладки скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург, проходящей как раз через Химкинский лес.
Дмитрий Анатольевич, разумеется, вмешался — поручил Правительству РФ приостановить строительство дороги до тех пор, пока не будут рассмотрены и изучены все аспекты, с этим связанные.
Владимир Путин, находяшийся в эти судьбоносные дни вдалеке от Москвы, отреагировал мгновенно:
— Правительство всегда внимательно относилось к проблемам, связанным с экологией, — отметил он. — Это было и во время проектирования Северного потока, есть это и теперь.
Тем не менее, сказал Путин, дорогу между двумя крупнейшими центрами России — Москвой и С.-Петербургом — строить надо. Какие огромные проблемы связваны с транспортом в Москве и других мегаполисах, всем известно. Всегда есть конфликт между развитием и сохранением природы, и надо грамотно его решать.
Известие о приостановке строительства трассы было, что называется, встречено в народных массах “на ура”. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова публично поблагодарила “Единую Россию” (как инициатора обращения к президенту) за “смелое и своевременное заявление в поддержку Химкинского леса”. А известный эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков отметил, что борьба за лес получила мощную поддержку:
— Я целиком и полностью поддерживаю это обращение. Считаю, что “Единая Россия” очень своевременно подключилась к этой проблеме, и завтра было бы уже поздно.
В самой партии решение ее руководства тоже вызвало сплошь положительные эмоции:
— Мы согласовывали свое вчерашнее обращение к президенту с Владимиром Владимировичем как лидером нашей партии, — заявил секретарь президиума Генсовета Вячеслав Володин. — Он в курсе той дискуссии, которая велась по этому вопросу, и его заявление отражает те мнения, которые в ходе этой дискуссии звучали. Правительство приняло правильное решение по строительству новой дороги Москва—Санкт-Петербург, поскольку нынешняя трасса задыхается от транспортных проблем. Недавняя “проблема Ленинградки” тому свидетельство. Любой человек, кто ездил из Москвы в Тверь, знает, какие жуткие пробки на этом участке.
Разумеется, продолжил Володин, “нужно еще раз все обсудить и учесть мнение жителей, экологических организаций, транспортников, строителей и тех граждан, которые этой дорогой пользуются. Однако мы категорически не готовы привлекать к этому обсуждению тех, кто дискредитировал себя в ходе конфликта, преступив закон. Мы не приемлем позицию некоторых провокаторов и погромщиков, которые используют ситуацию вокруг Химкинского леса для самопиара и достижения корыстных целей. Нельзя обманывать граждан, прикрываясь экологическими проблемами. Защитники леса должны быть цивилизованными людьми, а не лесным зверьем. Нужно подробно разобраться с теми, кто стоит за нарушениями порядка и хулиганствами. Мы считаем, что все те, кто в ходе конфликта вокруг Химкинского леса совершал правонарушения, должны быть наказаны по закону”.