Судью Пронякина, который вынес приговор, не смутило, что у правозащитника серьезное сосудистое заболевание, что на процессе ему стало плохо и пришлось вызывать “скорую”. Не смутило и то, что буквально накануне за аналогичный “проступок” — шествие с государственным флагом России (которое милиция почему-то квалифицировала как сопротивление властям) — им же, Пронякиным, был оправдан оппозиционер Борис Немцов…
Напомним, инцидент произошел в воскресенье на улице Новый Арбат, когда сотрудники милиции пресекли несанкционированное шествие оппозиции в честь Дня флага России. Лидеров “Солидарности” и организаторов шествия Бориса Немцова и Михаила Шнейдера (его дело суд рассмотрит в четверг) задержали на месте, а Пономареву удалось уйти из-под опеки сотрудников правоохранительных органов. Правда, недалеко.
Через некоторое время его схватили на Пушкинской площади, куда он отправился с Арбата. Там проходил митинг-концерт в поддержку Химкинского леса, заявленный как раз на имя Пономарева.
По словам самого правозащитника, после акции на Арбате он поинтересовался у командовавшего майора милиции, задержан ли он. Майор ответил отрицательно, но попросил подождать. Ждать Пономарев не стал, так как опаздывал к началу следующего митинга...
Заседание суда продолжалось более 8 часов, но того, что оно закончится арестом, не ожидал никто. Особенно после того, как судья заявил: оснований доверять показаниям свидетелей-милиционеров, которые написаны под копирку, у него нет. Доводы обвинителей разваливались на глазах. Давая устные показания, стражи порядка начали путаться: по словам одних, Пономарев перед задержанием пытался спрятаться, а по словам других — нет. Количество участников несанкционированной колонны, в устах милиционеров, варьировалось от 15 до 50 человек, указание толпе по версии одних отдавалось голосом, а других — в мегафон, колонна шла одновременно и в тишине, и выкрикивая антиправительственные лозунги, а Пономарев в одну и ту же минуту был как в начале шествия, то в его середине и конце. Накануне по причине таких же неувязок был оправдан Немцов. Однако применительно к Пономареву судья нашел такую формулировку: “Оснований доверять показаниям свидетелей-милиционеров нет. В то же время сведения, сообщенные Пономаревым, даны с целью уйти от ответственности”. То есть правозащитника посадили только на основании его собственных показаний, как это бывало в 37-м.
Борис Немцов на вопрос “МК”, почему к нему и Пономареву в суде отнеслись по-разному, ответил так: “В случае со мной случился сбой в системе: редкий случай, когда оппозиционера оправдали. Это вызвало дикую истерику у власти. Режим, который считает инакомыслящих врагами, напрягся. Зримым доказательством этого является то, что на процессе Пономарева неожиданно в зале заседаний появилась камера, фиксирующая каждое действие судьи. Это была камера Мосгорсуда. Процесс против меня длился 9 часов, и я мог понять, что он судья квалифицированный. Но принять по одному и тому же делу о проносе флага два противоположных решения — это демонстрация профнепригодности. Он мог на это пойти только под диким давлением. Это очевидно. Тем более что я шел во главе колонны, а Пономарев не был даже инициатором мероприятия. Мое оправдание посчитали развалом вертикали и решили навести “порядок” за счет Пономарева”.
Вчера в 15.00 Немцов начал пикет около здания, где содержится Пономарев. Акция продлится вплоть до освобождения правозащитника. Поскольку пикет одиночный — то есть состоит из одного человека, санкционировать его не требуется. И вчера же молодые активисты “Солидарности” провели акцию в защиту Пономарева на Чистых прудах, у памятника Грибоедову. Как ни парадоксально, столичные власти мероприятие санкционировали.
Местом заключения г-на Пономарева выбран “политический” спецприемник на Симферопольском бульваре, где в ноябре прошлого года провел 10 суток Эдуард Лимонов. Камера там фактически тюремная — дверь с глазком.
— Нам сказали, что его выпустят 28-го числа в 02.40, — рассказала “МК” адвокат и дочь Пономарева г-жа Липцер.
По ее словам, с арестантом обращаются хорошо и с уважением. Чувствует он себя нормально, в камере находится один, его выпускают на прогулки. Спит на кушетке с чистым бельем.
— Настроение у него, как всегда, боевое, — добавила Липцер.
МЕЖДУ ТЕМ
Активисты “Стратегии 31” заявили, что заборы не помешают им выйти на Триумфальную площадь 31 августа. “Места для нас хватит и по периметру забора, если только власти не додумаются закрыть еще и концертный зал со станцией метро, — сказал “МК” Эдуард Лимонов. — Власти сами расширяют число протестующих. Ведь теперь, после появления абсурдной ямы, к нам присоединятся еще и те, кто борется против искажения архитектурного облика Москвы”.
Лимонов вчера также побывал в суде, правда, судят на этот раз не его. Активисты “Стратегии 31” требуют признать неправомерными действия властей 31 июля.