В заявлении, сделанном ее доверенным лицом, утверждается, что герцогиня делает все от нее зависящее, чтобы предотвратить или хотя бы отсрочить процедуру банкротства. Он также сообщил, что долги образовались не в связи с расточительным поведением герцогини, а в результате неудач нескольких ее бизнес-проектов.
Букингемский дворец молчит, но, по слухам, ее величество крайне озабочено этой ситуацией. О финансовых проблемах Ферги (кличка, которой в Великобритании награждают всех обладателей фамилии Фергюсон) было даже доложено премьеру Дэвиду Кэмерону, и он обсуждал этот вопрос на одной из своих последних еженедельных аудиенций у королевы.
Между тем, как говорят близкие ко дворцу люди, принц Эндрю, с которым Сара разошлась 14 лет назад, поручил сотрудникам своей канцелярии разработать план спасения финансового положения растратившейся герцогини. Его друзья говорят, что такое рвение принца объясняется двумя причинами. Во-первых, несмотря на развод, Эндрю по-прежнему питает теплые чувства к своей бывшей жене. Во-вторых, принц занимает сейчас важный пост с несколько помпезным названием — специальный представитель Соединенного Королевства по международной торговле и развитию. То есть ездит по зарубежным городам и весям, украшая своей королевской особой президиумы симпозиумов и конференций, а также обедая и ужиная с местными официальными лицами. Понятно, что скандальная история с банкротством жены, пусть даже бывшей, ему совсем ни к чему.
Рыжеволосую, веселую и очень хорошенькую Сару Фергюсон познакомила с Эндрю принцесса Диана. Эндрю моментально влюбился в юную красавицу и попросил у матери разрешения на брак. Сара происходит из знатного, но обедневшего аристократического рода. Ее отец был потомком сразу двух английских королевских династий — Стюартов и Тюдоров. Среди прямых предков Фергюсона был один из незаконнорожденных сыновей короля Карла Второго. Мать Сары состояла в далеком родстве с самой королевой Елизаветой Второй.
Эти кровные связи наверняка сыграли свою роль, и королева дала разрешение на брак, который и был заключен в 1986 году. Однако идиллия продолжалась недолго. Вскоре начались скандалы. 18 лет назад, еще состоя в браке с Эндрю, она завела роман с американским бизнесменом Джоном Брайаном. Папарацци подловили любовников на яхте в тот момент, когда миллионер целовал пятки ее высочества, а само оно возлежало в шезлонге совершенно топлесс. После того как эти снимки появились в британских таблоидах, дальнейшее пребывание Сары в королевской семье стало невозможным. Сама королева, правда, не проронила ни слова, зато ее младшая сестра принцесса Маргарет написала Саре раздраженную записку: “Ты навлекла больше позора на нашу семью, чем можно вообразить... Даже после публикации этих отвратительных фотографий на твоем лице не появилось ни тени сожаления или раскаяния... Как ты смела нас так дискредитировать?..”
Но раздражение раздражением, а “отступные” Саре выплатили по полной. В результате развода королевская казна выделила ей 3 млн. фунтов (около 5 млн. долл.). Кроме того, Елизавета подарила ей полмиллиона долларов наличными, а Эндрю принял на себя обязательство оплачивать образование своих дочерей: Беатрисы (1988 г.р.) и Евгении (1990 г.р.). Впрочем, часть выделенной суммы — примерно 1,4 млн. фунтов — Сара трогать не имеет права: она принадлежит исключительно девочкам, которые на данный момент занимают 5-ю и 6-ю позиции в очереди к британскому трону.
Кому-нибудь другому даже оставшихся миллионов хватило бы на вполне безбедную жизнь. Но только не Саре. По свидетельствам знающих ее людей, рыжеволосая герцогиня обожает богемную жизнь, любит быть везде и всегда в центре внимания. Она тратила без удержу, закатывала банкеты, развлекалась сама и развлекала друзей. Ее видели на дорогих курортах, специально для нее шили роскошные наряды. Среди ее сегодняшних долгов — 65 тысяч фунтов персональному фитнес-инструктору.
Справедливости ради надо заметить, что Сара все время пыталась найти какие-то новые источники дохода. Располнев до 100 кг, она не только взяла себя в руки и не только сбросила лишний вес, но и заключила 2-миллионный контракт с компанией, предлагающей способы для похудения, и активно занималась ее рекламой. Вела шоу на американском телевидении, занималась продюсерством, участвовала в самых разных бизнес-проектах. Но, как утверждают друзья, Сара — человек наивный и доверчивый. Она, например, по всякому поводу обращалась к дорогим адвокатам, совершенно не заботясь о том, сколько подобные услуги стоят в наши дни.
До поры до времени герцогине как-то удавалось совладать с долговым бременем, но в конце концов ситуация вышла из-под контроля. Она даже уволила 11 своих сотрудников, сократила другие расходы.
Три месяца назад грянул гром. Редакция одной из лондонских газет обнародовала видеозапись, в которой Сара Фергюсон согласилась устроить некоему бизнесмену встречу со своим бывшим супругом за 500 тысяч фунтов стерлингов (около 720 тысяч долларов). В качестве бизнесмена выступал корреспондент газеты. Факт коррупции был настолько очевиден, что Сара не смогла от него отвертеться. Герцогиня Йоркская выступила с официальным заявлением, в котором говорится, что она искренне раскаивается в своих действиях, на которые ее подтолкнули тяжелые финансовые обстоятельства.
“Я в самом деле переживаю серьезные финансовые трудности, однако это не может служить оправданием той серьезной ошибки, которую я совершила, и я очень сожалею о случившемся”, — заявила Сара Фергюсон. “Я обычный налогоплательщик. Я ушла из королевской семьи, чтобы обрести свободу, а со свободой пришла и нужда. В данный момент я нахожусь в совершенно отчаянном положении”, — сказала герцогиня. При этом она утверждала, что никакой договоренности с Эндрю на этот счет у нее не было и что принц в этом смысле “белее белого”.
Пока неясно, как собирается королева разрулить этот крайне неприятный для нее кризис. Если она решится заплатить долги герцогини Йоркской, это может вызвать недовольство британских налогоплательщиков. С другой стороны, если Букингемский дворец не протянет Саре Фергюсон руку помощи, она почти наверняка будет вынуждена начать оформление персонального банкротства и таким образом станет первым высокопоставленным членом королевской семьи, официально попавшим в “долговую яму”. Для дома Виндзоров это будет весьма прискорбным прецедентом.
У герцогини есть несколько вариантов возобновления ее деловой карьеры, и она ведет переговоры о новых контрактах на написание книг, работы на телевидении, публичные выступления и на другие проекты. Но, как призналась одна из ее близких подруг: “Долги растут с каждым днем, и я не представляю себе, как она выберется из этого кошмара. Боюсь, что Сару может спасти только чудо. Если же в последнюю минуту какому-нибудь фокуснику не удастся вытащить зайца из цилиндра, то ей вряд ли удастся избежать банкротства”.