Мне довелось посетить самарский микрорайон «Озерный». Еще 10 месяцев назад здесь были руины заброшенного завода, а теперь – красивые и удобные дома для сотен семей – переселенцев из аварийного жилья. Каждая квартира сделана по индивидуальному проекту, и это – не альтруизм застройщика. Просто так удобнее. При переселении в типовые дома выяснилось бы, что, согласно нормативам, кому-то из жильцов недодали квадратных метров, другим – предоставили лишнее. И потянулась бы длинная цепочка взаимных доплат. Здесь такого нет. Точно известно, сколько метров положено по закону каждой семье – столько и построено. Построено быстро и качественно. Деньги на это выделили из трех бюджетов: федерального, областного и городского. Но почему же район пуст, а потенциальные новоселы не переезжают сюда, а продолжают ютиться в разваливающихся избушках? Да просто потому, что партия губернатора пытается переиграть партию мэра.
Когда счастливые новоселы уже начали паковать чемоданы, в микрорайон приехали сразу две инспекции из Москвы. Одна проверка – Счетной палаты – нарушений не нашла. Другая – инициированная однопартийцами губернатора – вычислила, что на выделенные деньги… построено на 2000 квадратных метров жилья больше, чем предполагалось. Нормальная человеческая логика подсказывала бы, что нужно радоваться: благодаря разумному использованию средств и новым технологиям на те же государственные деньги построены дополнительные квартиры, и еще десятки семей обретут кров. Но тут восторжествовала, увы, партийная логика. Формально дополнительные метры можно представить, как нарушение. А поскольку партия губернатора – более влиятельная и старая, чем партия мэра – она смогла надавить на регистрационную палату, которая и не стала регистрировать квартиры. Обеим партиям понятно: мэр и жители Самары подадут в суд и выиграют. Но партии губернатора понятно и другое. Суд займет месяцы. Пока он будет идти - настанет зима и необжитые дома с индивидуальным отоплением промерзнут и придут в негодность. Их придется капитально ремонтировать, а значит люди не получат квартиры и на будущий год. И партия мэра, а так же люди, которые в нее верили, окажутся в положении неудачников.
Я умышленно не называю названия партий и имен. Не это главное. Важен факт: конкурентная партийная борьба, увы, перерастает в банальное вредительство. И такое происходит не только в Самаре. Однако именно Самара показательна, поскольку пример микрорайона «Озерный» - лишь капля в море. Расскажем о других жертвах противостояния. Первые из них – самые беззащитные, дети.
Подконтрольные губернаторской партии областные законодатели приняли отличный, в общем, закон – поддерживать деньгами школьников из малоимущих семей. Но проблема в том, что деньги дают родителям, многие из которых – алкоголики. В итоге бюджетные деньги, положенные детям, банально пропиваются. Мэр Самары еще 2 года назад предложил дать возможность педсоветам и директорам школ контролировать, чтобы эти средства доходили до детей, а не тратились на бормотуху. Предложение областные законодатели поначалу встретили на «ура», но потом вспомнили, что мэр – из другой партии. И зарубили идею. В итоге дети как голодали, так и голодают.
Просто анекдотическая ситуация вышла с так называемыми снеготаялками. Снегосплавные пункты Самара закупила, чтобы не вывозить снег за периметр города. Растапливать его на месте просто дешевле, чем везти на пустыри. По стечению обстоятельств в год, когда снеготаялки были установлены, на регион обрушился крупнейший за 100 лет снегопад. Естественно, все города области встали. Именно благодаря снегосплавным пунктам Самара вышла из снежного кризиса первой. Но к тому времени все подконтрольные губернатору СМИ уже растирожировали: «Самара завалена снегом. Снеготаялки не помогают». В результате остальные города вместо того, чтобы перенять положительный опыт, отказались от покупки снегосплавных пунктов и продолжают платить втридорога за вывоз снега на полигоны.
Еще пример межпартийного идиотизма. Трудно объяснить, почему в Самарской области, которая стоит на пересечении торговых путей и всегда считалась хлебным краем, продукты стоят дороже, чем в Москве. Однако речь не об этом, а о том, что мэрия Самары нашла способ открыть социальные магазины и столовые, где пища доступна по цене. Только вот покупатель об этом не знает. На рекламу социальных магазинов денег нет. Зато весь город оклеен дорогостоящими баннерами, которые утверждают, что президент РФ является горячим сторонником партии самарского губернатора. ( Что, кстати, - ложь. Президент не раз заявлял, что настроен на диалог со всеми партиями и не собирается делать выбор в пользу какой-то из них).
Можно было бы привести еще много примеров партийной междоусобицы, которая идет во вред горожанам, но есть ли смысл? Такое, увы, происходит массово, во многих городах, и не только в Самаре. А мне хотелось бы вспомнить историю трехлетней давности. Тогда мне стало известно, что у одной из жительниц Москвы – бабушки, ветерана войны – сломался холодильник. Не в чем стало хранить продукты и лекарства, а государственные органы помогать не хотели (не обязаны). Тогда я дал ей телефоны первичек двух партий – «Единой России» и только что созданной «Справедливой России», посоветовал позвонить в обе партии и обязательно сказать, что она звонила и в другую партию тоже. В итоге ей привезли два холодильника. Кто был первым – не помню, да это и не важно. Важно, чтобы межпартийная конкуренция была именно такой: каждая партия наперегонки спешила бы помогать людям. Увы, мы никак не можем пойти по этому пути, а вместо этого Россия заходит в «самарский тупик», когда одна из партий разрушает хорошие начинания другой просто из принципа, ничего достойного не предлагая взамен.
Самара.