Пепел “Сеянтуса”
Глухие монотонные удары молота. Раскаленный металлический стержень, разбрызгивая горячие искры, под невидимой рукой мастера неохотно меняет форму. Из бесформенного куска железа медленно проступают очертания клинка.
Дым пепелища поднимается к небу. Молодой башкир в окровавленной рубахе бредет по пеплу и тлеющим головешкам, сжимая в руке стальной клинок. Из-под обугленных бревен торчит обгорелая человеческая рука. Под ногами валяются соломенные детские куклы.
Молодой башкир, умирая, кровью выводит на камне слова вечного проклятия.
Русский полковник с волчьим взглядом, который только что сжег заживо в амбаре десятки мирных жителей башкирского села вместе с грудными младенцами, отдает приказ добить раненого...
Что это? Креатив “Кавказ-центра”?
Ошибаетесь. Это фильм, снятый по заказу государственного телевидения Башкирии. Первый показ фильма для СМИ состоялся в республиканском информационном агентстве “Башинформ”, премьера — в ДК “Нефтяник”. Том самом, где недавно в присутствии главы республики прошел всебашкирский курултай, делегатам которого были вручены копии фильма. Фильм “Сеянтус” транслировался по БСТ (Башкирское спутниковое телевидение, государственный телеканал Республики Башкортостан). Говорят, у БСТ после этого были неприятности. Не со стороны республиканских властей. Со стороны федеральных структур.
Фильм "Сеянтус". Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Если кто-то еще сомневался, что “Сеянтус” был создан если и не по прямому заказу администрации президента Башкирии, то с ее молчаливого одобрения, эти сомнения развеял Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир. Который заявил с трибуны курултая буквально следующее: “Мы не позволим, чтобы наше национальное телевидение, созданное на деньги народа, боялось, что у него отберут лицензию, закроют только за то, что оно покажет фильм, основанный на народном творчестве, посвященный светлой памяти всех тех, кто пострадал от террора и карательных экспедиций царского правительства России. Заставить народ молчать, вырывать неугодные кому-то страницы из истории страны путем введения законов, запретов не получится. Наш народ пронес свою трагедию в народном творчестве сквозь века!”
Трагедии, о которой говорил Галин, уже почти 300 лет. Речь идет о деревне Сеянтус, уничтоженной в 1736 году по приказу полковника Тевкелева. Утверждают, что при этом было убито около 1000 человек. История ужасная, никто не спорит. Только вот надо ли нам с башкирами сегодня строить наши взаимоотношения на бесконечных воспоминаниях об этом ужасе? Тем более что не все там было так однозначно, как пытаются убедить нас авторы фильма. И деревня, говорят, была не такая уж мирная. Да и полковник Тевкелев — на самом деле татарский мурза, настоящее его имя Кутлу-Мухаммед. Нет даже достоверных сведений о том, что он принял православие.
Никто не спорит с тем, что история России — наша общая с башкирами история, между прочим, — была кровавой. А в других уголках земного шара, надо думать, в XVIII веке расцветал гуманизм и торжествовали общечеловеческие ценности?
“Граждане республиканцы, Вандея уже не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими женщинами и детьми. Я уже прекратил хоронить весь город в лесах и болотах Савенай. Используя данные мне привилегии, детей растоптал конями, вырезал женщин, чтобы не продолжали плодить бандитов. Я уничтожил всех”.
Так писал в Париж после подавления крестьянского восстания в Вандее якобинский генерал Вестерман. Это тоже XVIII век, только уже его конец. Французская демократическая революция, в результате которой в Европе восторжествовали идеи, лежащие в основе современной западной цивилизации.
И что после этого прикажете делать вандейцам? День и ночь слать проклятия Парижу? Требовать своего вандейского самоопределения? Тем более что и главы регионов во Франции назначаются из центра.
Память у народа отнимать нельзя. Но, бывая во Франции, я как-то не заметила, чтобы проблема генерала Вестермана очень волновала потомков вандейских мятежников. Поэтому когда я читаю сообщение все того же государственного башкирского агентства: “Народ проклял Тевкелева и сложил о нем печальную песню “Тяфтиляу”. Сегодня эта песня одна из самых исполняемых в репертуаре профессиональных и самодеятельных певцов”, — у меня возникают смутные подозрения, что интерес башкирских певцов, как и режиссеров, к этой истории некоторым образом стимулируется.
Я смотрю фильм режиссера Рияза Исхакова “Сеянтус”, а перед глазами стоят совсем другие пожары. Как раз в дни башкирского курултая начались погромы в Киргизии, во время которых людей жгли заживо. И мы еще раз убедились, какая тонкая грань отделяет человека от животного.
Так для кого куется башкирский меч?
В чье сердце стучит сегодня пепел Сеянтуса?
“Небесные волки” как фактор политики
10—12 июня в Уфе прошел третий Всемирный курултай башкир. Многих удивила резкость речей на этом мероприятии, символически приуроченном ко Дню независимости России. Призывы к Москве вернуть выборность глав республик, обличения в адрес “варягов” и “манкуртов” и даже прямые угрозы народным восстанием. Например, Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир (ВКБ), обещал федеральному центру “серьезный конфликт” в случае, если на пост главы республики будет назначен “варяг” — то есть некто, чья кандидатура не будет устраивать действующее руководство Башкортостана. “Народ может восстать против руководителя, назначенного извне”, — заявил Галин.
Я точно знаю, что текст этого выступления был согласован с администрацией Муртазы Рахимова. Более того, должность председателя исполкома г-н Галин занял в декабре 2009 года по прямому указанию сверху. Подоплека происходящего очевидна: в 2011 году истекает четвертый президентский срок нынешнего руководителя Башкортостана. И если даже не оправдаются слухи о возможном досрочном уходе на покой ветерана российской политики (76-летний Рахимов правит Башкирией 20 лет), в 2011 году неизбежно встанет вопрос о его преемнике. Утверждают, что сам он отводит эту роль премьер-министру Раилю Сарбаеву. Назначение Сарбаева позволит рахимовскому “клану” сохранить свое влияние и после ухода патриарха на покой. Однако у нас есть основания полагать, что этот вариант устраивает в Москве далеко не всех.
В наши руки попали документы, свидетельствующие, что Москва не только задумывается о возможности досрочного отстранения Рахимова, но и просчитывает вероятные негативные последствия этого шага. Авторы секретного доклада, подготовленного на Старой площади, утверждают, что действующая в республике элита готовится к решительной схватке ради сохранения своего положения. Организаторами “протестного движения”, по мнению авторов доклада, являются сам премьер Сарбаев и сотрудники его аппарата.
Непосредственными кураторами исламистских и националистических структур являются заместители аппарата правительства РБ Ильшат Султанов (занимается вопросами идеологии и обоснования мероприятий националистического характера) и Урал Гибадатов (отвечает за административно-правовую поддержку, в том числе за продвижение сторонников национал-сепаратизма в органы государственного управления и образования).
“Имеются данные, подтверждающие факт прямого руководства и финансирования всех националистических и исламистских общественных структур, в том числе вынашивающих сепаратистские и иные антиконституционные намерения, структурами Правительства РБ”, — говорится в документе. Республиканские власти стремятся подготовить таким образом инструмент давления и шантажа Центра возможностью резкой дестабилизации обстановки в Поволжском регионе в случае решения о замене Рахимова кандидатурой, не устраивающей башкирскую “элиту”. Среди подконтрольных структур называются Союз башкирской молодежи (СБМ), “Кук буре” (что в переводе с башкирского означает “Небесные волки”), “Нация ислама”, мусульманская организация “Фаляк”. Последняя объединяет последователей “чистого” ислама — салафитов, по сути — те же ваххабиты под другим названием. Салафиты пока в республике немногочисленны (до 300 человек). Однако заслуживает внимания факт, что один из лидеров СБМ, Фанзиль Ахметшин (он председательствовал на молодежном курултае, который проходил одновременно со взрослым), поддерживает с руководством “Фаляк” тесные контакты, предоставив полную свободу вести пропаганду среди членов СБМ.
Планы якобы таковы.
В случае принятия в Москве решения о замене руководства республики лидеры указанных организаций по команде из аппарата правительства собирают актив, который должен выступить в качестве “ударной силы” массовых беспорядков. Это 700—1000 человек, обученных “методам уличной борьбы”. Сотрудники аппарата правительства организуют прибытие в Уфу еще до 10 тысяч молодых людей из восточных и южных районов республики с преимущественно башкирским населением. “В целом планируется использовать отработанную в ходе т.н. “оранжевых революций” тактику решительного давления на власть в расчете на ее капитуляцию перед лицом угрозы общей дестабилизации региона”, — считают аналитики. Намечаются массовые акции протеста, в том числе блокирование деятельности правоохранительных органов.
Зеленые ленточки попали под раздачу
Напоминаю, что речь идет об аналитической записке, призванной проинформировать руководство РФ об истинном положении дел в Башкортостане. Проверить истинность изложенного в ней не представляется возможным. В документе указывается, что “общее руководство подготовкой к протестным акциям осуществляют лично председатель правительства Башкортостана — Сарбаев Раиль Салихович, 11.01.1962 г.р., и его ближайший соратник — руководитель аппарата правительства, министр Казакбаев Фатих Мухамедтянович, 13.08.1957 г.р. (непосредственно выделяет финансовые средства)”.
В качестве посредника между властными структурами и националистическими группировками в документе назван Артур Идельбаев — ныне зам. руководителя Управления по делам печати, создатель и фактический, хотя и теневой, лидер Союза башкирской молодежи. Напомним, что СБМ в начале 90-х выступал за выход Башкирии из состава России и прославился наиболее яркими акциями, такими, как срывание российских флагов с ряда госучреждений (утверждают, что в этом принимал участие сам Идельбаев).
Г-ну Идельбаеву (к слову, бывшему десантнику) обычно приписывают также честь создания военно-патриотических лагерей для башкирской молодежи. Сам Артур Идельбаев в интервью “МК” прокомментировал это так: “Я считаю, что организация, не имеющая внутренней железной дисциплины, неработоспособна. СБМ — жестко структурированная организация. Мы проводим военно-патриотические лагеря, но их основная цель — подготовка молодежи к армии. Оружия у нас нет, пользоваться им мы не учим. Просто спортивные упражнения, занятия по рукопашному бою и армейский распорядок, дисциплина”.
Однако авторы доклада полагают, что в военно-патриотических молодежных лагерях “ведется работа по формированию и обучению боевых звеньев националистических структур. В частности, осуществляются тренинги по проведению массовых акций в формате “цветных революций”. И уже якобы началась массовая раздача участникам молодежных движений зеленых ленточек в качестве символа башкирской революции.
Выводы доклада.
Развитие сепаратистского движения находится в начальной стадии, но уже через 1,5—2 года, при сохранении властных рычагов в руках действующего руководства, оно будет представлять реальную угрозу. Это надо понимать как рекомендацию: решать вопрос о власти в Башкирии нужно сейчас, завтра станет поздно.
На мой взгляд, творцы башкирской революции должны были бы выбрать для нее любой другой цвет, но только не зеленый: тотальная исламизация республике явно не грозит. Но даже если описанный сценарий весь, от начала и до конца, плод чьей-то фантазии, руководству РФ следовало бы отнестись к происходящему в Башкирии со всей серьезностью. Иначе пепел Сеянтуса, остывший 300 лет назад, может вдруг обернуться киргизским заревом.
Уфа—Москва.