Хотя в телефонном разговоре с премьером Дэвидом Камероном Обама подчеркнул, что ВР — транснациональная корпорация и что, критикуя ее, он не имеет намерения оскорбить Великобританию. Лондону явно не нравится, что американские официальные лица не упускают случая отметить национальное происхождение BP. Показательно, что мэр Лондона Борис Джонсон потребовал недавно, чтобы американские политики прекратили “антибританскую риторику”, а газета “Дейли мейл” посоветовала Вашингтону не забывать о потерях, понесенных Великобританией в иракской войне.
Но сегодня разговоры о якобы задетом американцами британском достоинстве отходят на второй план. Куда важнее то, что грандиозная утечка нефти у берегов Луизианы может больно ударить по британскому карману. Экономисты предвидят, что эта катастрофа обойдется BP не в $20 млрд., как объявили в Белом доме, и даже не в 30, как полагали эксперты еще неделю назад. В воскресенье авторитетная британская газета “Санди Телеграф” уже назвала цифру $100 млрд. Именно столько, считает газета, BP придется заплатить по судебным искам, которые будут ей предъявлены американцами, чьи коммерческие интересы затронуты нефтяным пятном.
Еще в субботу председатель совета директоров BP Карл-Хенрик Сванберг высказывал уверенность, что компания имеет достаточно средств, чтобы сполна расплатиться с кредиторами. В интервью британскому телеканалу “Скай ньюс” он заявил, что BP остается сильной компанией, несмотря на огромный удар, нанесенный ей аварией. Однако очевидно, что если сумма расходов возрастет до 100 млрд., финансовое положение BP может оказаться под серьезной угрозой. Для сравнения: согласно недавно обнародованным данным, реализация всего олимпийского проекта 2014 года в Сочи обойдется в 950 миллиардов рублей (примерно $30 млрд.). Таким образом, при худшем сценарии катастрофа в Мексиканском заливе может обойтись нефтяной компании в три Олимпиады.
Компания уже отказалась в этом году выплачивать дивиденды владельцам своих акций. Кроме того, хотя президент США заверял, что обрушивать котировки ВР не входит в его намерения, за последние 2 месяца акции компании подешевели на треть. А ведь среди тех, кто держит крупные пакеты акций BP, — несколько британских пенсионных фондов. Потери, понесенные ими в результате аварии в Мексиканском заливе, с большой вероятностью приведут к значительным сокращениям размеров выплат британским пенсионерам. Для многих из них эти потери могут стать очень болезненными.
Чтобы как-то облегчить свои предстоящие финансовые неприятности, BP намеревается подать в суд на компанию Anadarko Petroleum, которая является крупнейшей нефтегазодобывающей компанией в Мексиканском заливе. Ей принадлежит 25% нефти, добываемой из скважины, ставшей причиной крупной катастрофы. Это решение BP связано с тем, что Anadarko “отказывается принять на себя ответственность за издержки по устранению последствий утечки нефти”, несмотря на соглашение, по которому стороны должны разделить подобные расходы.
BP пока не уточняет размеры своих предстоящих финансовых потерь. Сейчас компания старается показать, что ее главная забота — заткнуть “кровоточащую нефтяную дыру”. К-Х.Сванберг заявил, что с понедельника этим займется один из самых опытных менеджеров компании Роберт Дадли. А вот исполнительный директор BP Тони Хейворд вернулся в Англию и даже позволил себе прокатиться с друзьями на собственной яхте в регате, проходившей у берегов острова Уайт. Чем вызвал очередную порцию гневных слов со стороны пресс-секретаря Белого дома, назвавшего это еще одним промахом “в длинном ряду ошибок и просчетов” топ-менеджера нефтяной компании.