В начале научной работы Никита Юрьевич интригует: современные призывы к модернизации экономики и общества “вызывают повышенный интерес к опыту индустриализации и глобальным социальным экспериментам советской эпохи”. Иными словами, в воздухе витает вопрос: что из сталинского опыта может пригодиться для медведевской модернизации?
В своем блоге Белых объяснил, почему взялся именно за эту тему: “Стало чуть ли не модно говорить, что Сталин — эффективный менеджер. Как экономисту, серьезно увлекающемуся историей, мне всегда было интересно, насколько эффективной была “лагерная экономика”, захотелось самому разобраться”.
В научном труде Белых признает, что все лагеря были прибыльными предприятиями, однако “неэффективность лагерной экономики ярко прослеживается на примере производительности подневольного труда, которая практически не увеличивалась в течение всего исследуемого периода (несмотря на механизацию части работ)”. Кроме того, в лагерях произошло сращивание менеджмента и криминала, что до сих пор трагически отражается на нашей экономике.
“Защита прошла хорошо. На совете даже предложили присвоить мне сразу докторскую степень. Мне, конечно, было лестно, но я попросил этого не делать. Представляю, сколько бы сразу пошло разговоров. В общем, как у Твардовского: “Зачем мне орден? Я согласен на медаль”, — сказал новоиспеченный ученый-историк.
ТЕКСТ АВТОРЕФЕРАТА ДИССЕРТАЦИИ