“Затянуть пояса” Медведев поручил еще в ноябре 2009 г. в своем послании к Федеральному собранию. “Примеры других стран (Соединенных Штатов Америки и Китая, который и вовсе живет по единому времени. — “МК”) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени”, — заметил тогда он. Вопрос встал ребром: сколько поясов “отсекать”? Тут же посыпались радикальные предложения — вплоть до сокращения разницы во времени между Москвой и Владивостоком до четырех часов. Однако в результате возобладал более взвешенный подход.
Правительство выполнило поручение, сообщил вчера Медведев на совещании, посвященном часовым поясам. В результате Самарская область и Удмуртия перейдут в московский часовой пояс, Кемеровская область — из часового пояса МСК+4 в пояс МСК+3, а Камчатка и Чукотка — на время Магадана, то есть будут опережать Москву на восемь часов вместо девяти. “В итоге число часовых поясов в России сокращается с 11 до 9”, — объявил президент.
Что касается существующего поясного “расклада”, то с географической точки зрения у нас все нормально, считает Медведев. Земля разбита на 24 стандартных часовых пояса — по 15 градусов каждый. А ведь территория России растянулась примерно на 170 градусов! Если 170 разделить на 15, то получится 11,3. Однако это не отменяет проблемы, которые возникают из-за дробления страны на 11 зон. Излишнее число часовых поясов снижает эффективность госуправления и удорожает внедрение современных технологий, считает ДАМ. “Сокращение разницы с соседями способно оживить деловую жизнь в регионах, позволит снять ряд проблем с транспортом, коммуникациями”, — сообщил он.
— Есть и предложение об объединении часовых зон Урала и Сибири, — заметил Медведев. — Это возможно, но надо просчитать последствия.
Перевод стрелок — не новое занятие для российских властей. Этим они занимаются регулярно с 1919-го — в разные годы Москва отставала от Гринвича и на 2 часа, и на 4,5 часа. В нынешний раз страна, похоже, еще отделалась малой кровью. Всего-то из последствий: в аэропорту “Курумоч” меняют расписание, удмуртские железнодорожники призывают пассажиров уточнять время отправления поезда. А могло быть и веселее. В Самарской области эксперимент по сокращению поясов уже проводился и закончился неудачно: в 1989 году область перешла на московское время, однако в 1991 году власти повернули назад из-за недовольства граждан и увеличения расходов электроэнергии: в декабре в Самаре темнело уже в 3 часа дня. Сейчас в Самаре готовятся митинги против перехода на московское время.
Под вопросом теперь и переход с зимнего времени на летнее и обратно. “Большинство людей считают, что это плохо, — сообщил президент. — Есть и экономические доводы, которые я слышал от энергетиков”. Он потребовал от чиновников представить четкие расчеты, выгодно ли вообще переводить стрелки. Между тем в Госдуме находятся две законодательные инициативы, предлагающие от этой практики отказаться. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказался за отказ от ежегодных переходов на летнее и зимнее время: “Нет никаких препятствий к тому, чтобы уже в этом году прекратить игры с переводами часовых стрелок два раза в год туда и обратно”.
По данным Центрального диспетчерского управления Единой энергосистемы, перевод стрелок дает ежегодную экономию около 2 млрд. киловатт-часов электроэнергии и 1,5 млн. тонн угля, требующегося для производства электроэнергии. Кроме того, в атмосферу попадает на 50 тыс. тонн меньше вредных частиц, которые выделяются при сжигании угля.