После приезда Нино Бурджанадзе можно говорить о тенденции: политики, ушедшие в оппозицию Михаилу Саакашвили, зачастили в российскую столицу. Еще буквально полгода назад такие визиты казались невозможными. В отличие от Украины, в Грузии давно уже нет политиков, поддерживающих плотные контакты с Москвой. Напротив, местная элита ориентирована на Запад. И это вполне объяснимо — если украинское общество идеологически расколото, то грузинское монолитно в желании видеть свою страну членом НАТО и двигаться по европейскому пути развития. После войны в Южной Осетии и признания РФ независимости двух республик антироссийские настроения в Грузии стали еще более сильны. И вдруг — на тебе: оппозиция Саакашвили начала прокладывать путь в Москву. Сначала — экс-премьер Зураб Ногаидели. Теперь - Нино Бурджанадзе, очень влиятельная женщина, экс-спикер парламента, она, наряду с Михаилом Саакашвили и ныне покойным Зурабом Жвания, была лидером «революции роз». Впоследствии ушла в оппозицию. Возглавляет партию «Демократическое движение — Единая Грузия».
Казалось бы, зачем Бурджанадзе, которая никогда не демонстрировала любви к России, понадобилась встреча с Владимиром Путиным? Возможно, дело в том, что в грузинской оппозиции назрело разочарование Западом, и прежде всего США, которые «не сдали» Саакашвили после юго-осетинского конфликта и массовых акций протеста с требованием отставки президента. Значит, остается что? Как это ни парадоксально звучит, рассчитывать на «руку Москвы». Главное, подать контакты с первыми лицами России под правильным соусом. Не случайно ведь Бурджанадзе перед отъездом из Грузии высказалась в том духе, что решить территориальную проблему можно только в диалоге с Москвой. Впрочем, насколько это убедительно звучит для избирателей, могут показать только выборы: в ближайшее время в Грузии будут избирать местные органы власти, а в 2012-м — парламент...
На встречу премьера и оппозиционерки пригласили и грузинских журналистов, аккредитованных в Москве от телеканалов «Имеди» и «Рустави-2». Представители грузинских СМИ были этим фактом немало удивлены. Между тем в Тбилиси общение Путина и Бурджанадзе стало едва ли не новостью номер один. Российские журналисты могли слышать, как грузинским коллегам то и дело звонили с работы с одним-единственным вопросом: «Встреча началась?»
Российский премьер принял грузинскую оппозиционерку... в будуаре Дома приемов правительства. Гостья оценила помещение по достоинству: «Очень красиво здесь», - негромко сказала она Путину, переступая порог помещения. «Да», - кивнул ВВП. Впрочем, если кто-то подумал, что будуар — это комната, в которой стоят изысканной формы кушетки с затейливо расшитыми подушками, то он глубоко ошибся. В помещении стояли два стула и стол. «К сожалению, есть люди в политическом руководстве Грузии, с которыми не удалось выстроить отношения», - посетовал Владимир Путин. Имен этих людей он не назвал. Да в этом и не было необходимости. «Более того, в результате их политики мы полтора года назад получили трагедию. Но жизнь идет вперед, - оптимистично продолжил премьер, - очень рассчитываю, что, опираясь на тех людей, которые хотят нормальных отношений с Россией, мы сможем восстановить докризисный уровень наших отношений, и сможем развивать их в будущем».
«Я согласна, что российско-грузинские отношения дошли до тупика, - энергично кивнула Бурджанадзе. - Но я уверена, что не только в интересах Грузии, но и в интересах России наладить отношения. Это в интересах наших народов. Я думаю, что все тяжелые вопросы, которые имеются, нужно рассматривать откровенно, на основе взаимного уважения». Теперь уже в ответ энергично кивнул Владимир Путин. На этом открытая для прессы часть встречи завершилась.
Комментируя приезд Нино Бурджанадзе, пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заявил «МК», что оппозиционерка «прибыла в качестве лидера партии «Демократическое движение — Единая Грузия», чтобы установить контакты. Путин встречался с ней в качестве лидера партии «Единая Россия», но эта встреча показала, что руководство РФ не выступает против нормализации отношений с грузинским народом». В свою очередь источник в правительстве в беседе с корреспондентом «МК» обратил внимание на то, что «Бурджанадзе никогда не была пророссийским политиком, но при этом всегда являлась политиком конструктивным». «С Саакашвили диалог невозможен (президент Грузии объявлен в России персона нон-грата — Н. Г.), но если говорить об оппозиции, то мы готовы к диалогу со всеми ее крыльями, - добавил источник. - И в оппозиции прекрасно понимают, что Грузия не может не налаживать отношения с Россией».
О том, насколько в Москве готовы к контактам с грузинскими оппозиционерами, говорит хотя бы такой факт: по сведениям «МК», договоренность о том, что Бурджанадзе будет принята в Москве, была достигнута буквально за один день.