В плане работы парламента на ближайшее полгода — 550 законопроектов, 61 из них — приоритетный. Но, как следовало из доклада первого вице-спикера Олега Морозова, с претворением в жизнь решений Конституционного суда дело обстоит по-прежнему плохо. Из 47 законов, которые требуется принять, по мнению главы КС Валерия Зорькина, 31 до сих пор не внесен. В Госдуме, по словам г-на Морозова, лежат 13 из них, 7 включены в программу работы на весеннюю сессию, а 6 почему-то застряли в комитетах…
Но вчера думское большинство начало с того, что на месяц лишило слова коммуниста Николая Рябова. Глава Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Александр Гуров (“ЕР”) объяснил: кара постигла Рябова за то, что в декабре он публично назвал “воровскими” статьи бюджетных расходов на содержание представительств регионов при правительстве, но фактов воровства он не привел.
Представители КПРФ и ЛДПР пытались вступиться за коллегу, но безуспешно. “Вот, к примеру, Виктор Иванович Илюхин часто высказывается резче Николая Рябова, но так, что под санкции не попадает”, — объяснил позицию большинства г-н Гуров. Илюхин тут же взял слово и мастерски заклеймил: “Российская власть воровата и коррумпирована как никогда!” И все сразу поняли, что власть вообще ругать можно, а правительство во главе с сами знаете кем — нет…
Дискуссия задела за живое лидера ЛДПР Жириновского. Поднявшись на трибуну, он напомнил, что 22 января состоится заседание Госсовета, где “впервые за тысячелетнюю российскую историю глава государства будет обсуждать вопросы развития демократии”. Цари, мол, не хотели уделять демократии внимание, “и чем закончилось — вы знаете”. Потом вице-спикер обрушил гнев на монополизм нынешней власти, взмахнул рукой — и один из двух микрофонов упал… “Видите, какие слабые штучки? Все падает у вас, ничего не держится! — не растерялся оратор. — Оппозицию даже микрофоны не выдерживают. Видите?”
Депутаты говорили про тарифы ЖКХ, подорожавшие энергосберегающие лампочки, непонятно на сколько повысившиеся пенсии и многое другое. Владислав Юрчик (КПРФ), видимо, успел посмотреть и телевизор: сериал “Школа” он назвал “спланированной диверсией против наших детей и молодежи” и призвал пригласить на следующее заседание руководителя Первого канала — чтобы “потребовать прекратить демонстрацию фильма”. Грызлов в ответ напомнил, что через неделю в Госдуму придет министр связи и информтехнологий Щеголев, вот его-то и можно спросить, кто, как и насколько пристально “следит за тем, что появляется на экранах наших телевизоров”…
Среди обсуждавшихся вчера законопроектов был и президентский, который разрешает властям всех уровней оказывать помощь т.н. “социально ориентированным некоммерческим организациям”. Перечень этих организаций вызвал у депутатов много вопросов. У Общественной палаты, как можно судить по присланному в ГД заключению, тоже. Одни спрашивали, почему в перечне есть организации, занимающиеся охраной окружающей среды и защитой животных, но нет организаций, занимающихся охраной материнства и детства. Другие вступились за садоводов и огородников. Третьи беспокоились, что проект, дающий муниципалитетам право расширять перечень социальных НКО, породит коррупцию. В заключении Комитета по собственности, в частности, говорится, что большинство контор, промышляющих рейдерскими захватами, зарегистрированы как фонды или ассоциации, т.е. НКО…
“Назовите для примера хотя бы две конкретные организации, которые попадают в число имеющих право на господдержку”, — попросил представителя президента Гарри Минха коммунист Сергей Решульский. Но г-н Минх лишь упомянул, что в Минюсте зарегистрировано около 9 тыс. только благотворительных организаций — уж они-то на господдержку претендовать смогут.
Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев поинтересовался, не породит ли законопроект злоупотребления, аналогичные тем, что имели место в 90-е, когда отдельные фонды тоже получали от государства большие льготы. Минх ограничился философским замечанием о том, что “все законы реализуются с определенными издержками”. Но глава Комитета по общественным организациям и религиозным объединениям Сергей Попов (“ЕР”) заверил: контролироваться процесс предоставления госпомощи будет посредством опубликования в Интернете списка тех, кто льготы, деньги или имущество получил.
Против президентской инициативы голосовала только КПРФ. Депутат Сергей Обухов назвал проект “очередной витринной рюшечкой”. Он выразил большие сомнения в том, что в развитии гражданского общества будет сделан шаг вперед: в региональных и муниципальных бюджетах денег на оказание помощи НКО нет, а средства из федерального бюджета выделять не предполагается…
МЕЖДУ ТЕМ
Вчера в Госдуму были внесены три интересные, но имеющие мало шансов на принятие инициативы. Вера Лекарева (“СР”) предложила провести амнистию “в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне”. По ее мнению, на свободу должны выйти впервые осужденные несовершеннолетние, приговоренные к лишению свободы на срок до 5 лет, а также осужденные на небольшие сроки беременные, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, женщины старше 50 лет и мужчины старше 55.
А коммунисты внесли законопроект, предлагающий ввести прогрессивный налог на доходы физлиц. С граждан с доходами до 52 тыс. рублей в год предполагается брать 10%, с граждан с доходами до 600 тыс. — 13%. С тех, кто получает от 600 тыс. до 1 млн. 400 тыс., коммунисты предлагают брать 15%, а максимальная ставка — 20% — придумана для имеющих больше 1 млн. 800 тыс. в год. Таких в стране, по статистике, 0,25% работающего населения.
“Отметился” и вице-спикер Жириновский: он внес законопроект, который требует от теле- и радиоканалов транслировать не менее 60% от общего объема песен на русском языке. Сейчас, уверяет вице-спикер, отечественные песни составляют на некоторых специализированных музыкальных каналах менее 20%.