Произошли две трагедии подряд: катастрофа “Невского экспресса” и пожар в Перми.
После теракта вы сказали: “Мы должны с учетом того, что произошло, отработать все возможные версии происшествия. Все возможные версии, все мотивы совершения этого трагического происшествия, этого чудовищного преступления”. Видите, какие аккуратные слова: “с учетом”, “версии”, “мотивы” — и странная неуверенность: “происшествие” или “преступление”.
Во втором случае ваша реакция была гораздо жестче.
“Нет ни мозгов, ни совести. Наказать нужно будет по полной программе”.
Это вы говорили 5 декабря в Горках, инструктируя Шойгу. А 8 декабря там же, в Горках, вы давали задание генеральному прокурору: “У нас вследствие разгильдяйства, я сказал бы, даже раздолбайства такого, которое превратилось уже в государственную угрозу, происходит огромное количество чрезвычайных ситуаций: и на дорогах, и в пожарах люди гибнут. Последний случай, который произошел в Перми, просто за гранью добра и зла. То, что хозяева и устроители этого шоу — безответственные мерзавцы, это понятно. Нужно разобраться во всем тотально, посмотреть на всю цепочку тех, кто к этому причастен, потому что невозможно уже с этим мириться. Начиная, естественно, от владельцев и собственника здания, арендаторы, устроители этого шоу, контрольные структуры (и местные, и федеральные) — выявить всех, кто к этому причастен”.
Видите, какие резкие слова: “мерзавцы”, “наказать по полной”, “ни мозгов, ни совести”.
Не так часто от вас (президента России) в официальной обстановке услышишь “раздолбайство”. Дело не в степени грубости — иногда президенты даже матом ругаются.
Но пожар в Перми — даже при ужасном числе погибших — бытовуха, результат глупости, пьянки. А подрыв “Невского экспресса” — умышленное групповое убийство, террор.
За пьянки раздолбаев вы не отвечаете. А за террор — отвечать должны. Возможно, вы так гневно обрушиваетесь на виновников пожара именно потому, что высшая власть России в этом не виновата и, значит, может требовать наказания виновных, не задевая себя и своих.
Вы (и все другие) вините пермских чиновников и пожарных, которые, видимо, брали взятки и закрывали глаза на пожароопасное состояние клуба. Взяточники виноваты. Но, ваше величество, будьте справедливы. Я уверен, что все ваши резиденции (в Горках, в Кремле и т.д. и т.п.) и все резиденции премьер-министра (в Ново-Огареве, в Сочи и т.д. и т.п.) — все они безупречны в пожарном отношении: огнетушители заряжены, в кране есть вода… Но если вы, тандемом, начнете у себя в столовой запускать петарды и фейерверки — будет пожар, вот увидите. И кого в отставку — губернатора области?
Вы так обрушились на виновников пожара, как будто случилось что-то невероятное. Но в том и беда, что это рядовое событие. Рядовое во всем, кроме ужасного числа погибших. А когда майор милиции устроил бойню в Москве, вы промолчали. Может быть, потому, что за состояние милиции несете гораздо большую ответственность, чем за пермских раздолбаев.
Народ ликует: ах, отставки! какая прелесть! Но, похоже, эти отставки — не искреннее покаяние, а желание угодить вам, дать возможность продемонстрировать решительность и строгость.
Вспомните, г-н президент, “Норд-Ост”, Беслан, два пассажирских самолета (одновременно взорвавшихся в воздухе), недавний подрыв “Невского экспресса” и др. — все это проморгала наша ФСБ. Хоть раз шеф ФСБ подавал в отставку? Мы об этом не слыхали. Наоборот, за “Норд-Ост” очень многих наградили.
В поезде людей изрубили оторвавшиеся кресла — разве подали в отставку хозяева и начальники наших железных дорог?
Вы на пожаре демонстрируете великолепную строгость. Но, может быть, потому, что наказание с гарантией не коснется ближнего круга. Не коснется тех, кого трогать нельзя.