“Каких-то диких случаев по Москве мы не зафиксировали. Но тревожные сигналы были — например, при подходе к участку некоторых людей принуждали голосовать за определенного кандидата”, — сказал “МК” член ОП Андрей Пржездомский.
Больше всего обращений поступило из Южного и Северо-Восточного округов. Около 5% обращений касались незаконной агитации — в основном люди были недовольны ее изобилием и бестактностью. Новшеством нынешней кампании стала контрагитация на интернет-ресурсах, включая популярные сайты социальных сетей. Дмитрий из Москвы сообщил, что на одном таком сайте организовалась группа, которая предлагала деньги за голосование: с собой нужно было обязательно привести двух человек, и тогда тебе заплатят 500 рублей, а за рекрутированных — еще по сто. А вот господин Червяков из Тропарева-Никулина поведал страшную историю: на подъезде дома повесили объявление, что в воскресенье будут проводить ремонт отопительного оборудования, и с 10.00 до 19.00 надо оставаться дома — иначе работники будут взламывать двери в квартиры. Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов вспомнил другой похожий пример: жителей одного из районов столицы призвали остаться в воскресенье дома в связи… с угрозой распространения свиного гриппа.
В МГИКе все более или менее существенные жалобы на ход выборов живо отметают. Тем временем в ассоциации “Голос” утверждают, что они прошли с массовыми нарушениями, наблюдатели в Москве зачастую были лишены возможности получить протоколы избирательных комиссий. “Есть единичные факты вброса бюллетеней. Больше фактов по организованному голосованию по открепительным удостоверениям с подвозом на автобусах, группами”, — сообщила директор ассоциации “Голос” Лилия Шибанова. Самое серьезное нарушение, по ее мнению, невыдача протоколов наблюдателям: “Это технология, которая стала широко применяться в Москве”. “Председатель комиссии с секретарем уезжают в территориальную избирательную комиссию (ТИК), возвращаются и готовы дать протокол, но уже согласованный с ТИК”, — пояснила Шибанова. По ее данным, с некоторых участков удаляли наблюдателей, никак это не мотивировав: “Фактически был запрещен контроль за процедурой голосования и подсчетом голосов. А это не дает возможности говорить о реальных результатах выборов”.
В “МК” обратился член УИК №202 (Якиманка) Владимир Полетаев и рассказал следующее: “Я зафиксировал нарушение в ходе голосования: около 13.00 гражданке Светлане Сотниковой выдали 2 избирательных бюллетеня. Этот факт был подтвержден членом ТИК “Якиманка” Колеговым, участковым, проверившим паспорт Сотниковой, и председателем УИК №202 Петуховой. Гражданка Сотникова, со слов капитана милиции, постоянно зарегистрирована в Белгородской обл., московской регистрации не имеет. А в 13.30 меня по предложению председателя УИК Петуховой исключили из состава УИК якобы из-за превышения полномочий. При этом вопрос об исключении выдавшего бюллетени члена УИК Петухова не поставила. К 18.00 ТИК поддержала решение УИК о моем отстранении”.
Вчера в “МК” прошла пресс-конференция гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, который огласил результаты первого в истории Москвы экспериментального электронного экзит-пола. 11 октября в период с 8.00 до 20.00 москвичам было отправлено 400 000 смс на мобильные телефоны с вопросами, голосовали ли они на выборах в Мосгордуму и если “да”, то за кого. Ответов пришло не так много — 5,5 тысячи, часть людей подумала, что от имени ВЦИОМ действуют мошенники. Однако полученные результаты, мягко говоря, сильно отличаются от того, что мы получили на этих выборах. “Судя по ответам москвичей, у нас получилась не двухпартийная Дума, а пятипартийная, — сообщил Федоров. — “Единая Россия” получила 45,2% голосов, КПРФ — 17,7%, “Яблоко” — 13,6%, “Справедливая Россия” — 10,7%, ЛДПР — 8,4% и “Правое дело” — 4,4%. Хотя “Единая Россия” и при этом раскладе побеждает, но большинство здесь явно не подавляющее”. Кстати, недавний опрос ВЦИОМ, проведенный 22—28 сентября, показал забавную вещь. Москвичей спросили, какое влияние на ситуацию в городе оказывают различные структуры. 70% признали сильное влияние за мэром Москвы; 45% — за правительством города; 30% — за криминальными структурами; 21% — за Мосгордумой и лишь 9% — за политическими партиями. В те же дни 17% москвичей заявили, что вообще не знают о грядущих выборах, а точно прийти на них собирался 31% из осведомленных. Любопытно и то, что лишь 7% опрошенных знали, кого из одномандатников выдвигает “ЕР”, 5% — КПРФ, 3% — ЛДПР, 2% — “СР” и 1% — “Яблоко” (если учесть, что “Яблоко” вообще не выдвигало одномандатников, результат неплохой). Отсюда возникает вопрос: как при такой осведомленности “Единая Россия” умудрилась занять все места в одномандатных округах? Особенно если учесть, что, согласно тому же опросу ВЦИОМ, 46% москвичей умудрились вообще не заметить в городе рекламы “ЕР”.
ЦИФРА ДНЯ
Свыше 21% москвичей, имеющих право голоса, поддержали на выборах в городской парламент “Единую Россию”.
Всего в Москве зарегистрированы 7 млн. избирателей, из них до своих участков
в воскресенье дошли 2,4 млн., а за партию власти высказались 1,5 млн., или 21,4%.