МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Коммунизма не будет

Ким Чен Ир упрочил свой статус

Северная Корея больше не строит коммунизм — из Конституции КНДР убрали упоминание о нем. Зато поправки к Основному закону закрепляют еще больше властных полномочий за Ким Чен Иром и поднимают на более высокую ступень его идеи “сонгун”.

На самом деле о том, что на состоявшейся в апреле сессии Верховного народного собрания (парламента) КНДР было единогласно принято постановление о внесении изменений и дополнений в Конституцию КНДР, сообщалось еще весной. Правда, тогда содержание поправок не раскрывалось, хотя аналитики предполагали, что пересмотр Конституции был вызван стремлением Ким Чен Ира расширить функции и увеличить роль возглавляемого им Государственного комитета обороны. Сейчас же об изменениях в северокорейской Конституции заговорили на юге полуострова, где наконец получили полный ее текст.  

По данным южнокорейских наблюдателей, понятие “коммунизм” полностью исчезло из Конституции КНДР. Особого удивления это вызывать не может. То, что марксизм-ленинизм вытесняется в Северной Корее доморощенным учением чучхе и корейским национализмом, было заметно давно — еще даже до развала социалистического лагеря. А после распада СССР чучхейские идеологи и вовсе перестали апеллировать к идеям Маркса и Ленина, чьи произведения в большинстве своем недоступны северокорейской публике. Из партийных документов еще в начале 90-х исчезли ссылки на “классиков”. К тому же северокорейские идеологи вполне прагматично осознают, что и строительство коммунизма, и следование его идеалам трудноисполнимы.  

Новым стало включение в Конституцию упоминаний о “сонгун” — политическом курсе, отводящем приоритет военному делу. “Сонгун”, ассоциируемый с именем Ким Чен Ира, теперь соседствует с чучхе, связываемой с персоной Ким Ир Сена. Сонгунская идеология основной движущей и наиболее революционной силой общества объявляет армию (а не пролетариат — в отличие от марксизма-ленинизма).  

Не вызывает удивления и усиление в Конституции роли председателя Государственного комитета обороны (то есть Ким Чен Ира), именуемого отныне “высшим руководителем”. Председатель “руководит всеми делами государства, назначает и смещает основных руководителей в области обороны, а также утверждает или аннулирует важные договоры с иностранными государствами”. По сути дела, де-юре закреплено фактическое состояние вещей. Собственно, главный смысл поправок и дополнений как раз и кроется в укреплении статуса и власти Ким Чен Ира.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах