Правительство Фрадкова еще никто не отправил в отставку, а политическая тусовка, похоже, с ним попрощалась. Слухи о неминуемом уходе премьера и его странного кабинета в последние дни переросли в открытую истерику. Что интересно, ее эпицентр находится прямо в Белом доме — ни министры, ни ответственные чиновники сами не верят, что их можно терпеть дальше.
Формальных поводов к очередной “сильной рокировочке”, с одной стороны, вроде и нет — все развивается как обычно, не хуже, не лучше. С другой стороны, повод есть всегда: если не считать Степашина, который был у власти меньше трех месяцев и никак не успел себя проявить, то Фрадков стопроцентно оказался самым слабым главой Совмина за всю историю послереволюционной России. А его правительство — вообще вне конкуренции. Такого собрания ненавидящих друг друга, открыто воюющих между собой персонажей не было вообще никогда. Невыполнение прямых поручений президента и премьера — не исключение, а ежедневная практика нынешних министров.
Впрочем, это вовсе не повод для отставки. Как не являются поводом покатившиеся вниз экономические показатели. Ведь, во-первых, никогда не бывает так плохо, что не может быть еще хуже. Во-вторых, Фрадкова выбрал и прогарантировал его способности всей стране лично Путин. Ошибаться и извиняться нынешний президент, видимо, уже не может. Поэтому снимать Фрадкова как несправившегося — вряд ли кто будет. Постараются придумать другую причину. В-третьих, следующее назначение главы Совмина — уже неизбежно политический шаг: назначенный будет автоматически считаться вероятным преемником в 2008 году.
Причин ожидать немедленной перестановки — если не считать обычного плохого управления экономикой — совсем немного. Фрадков неожиданно отменил визит в Бразилию. Официальная версия — обострение диабета и запрет врачей. Но нынче в официальные версии верить перестали. Неофициально же — Путин запретил Фрадкову улетать, чтобы на вторничной встрече с лидерами думских фракций и руководством сената объявить о смене кабинета. Или якобы сделать это в пятницу. И обострение диабета — удобное объяснение, почему Фрадкову пришлось написать просьбу об отставке по состоянию здоровья. В обстановке общей истерии слухи о том, что Фрадков напишет такое заявление, превратились в уверенность, что он такое заявление уже написал.
К вечеру вторника также проявилась и возможная кандидатура сменщика Фрадкова. Им, по мнению тусовки, может стать видный деятель питерской “коммуналки”, вице-президент АО “Российские железные дороги” Владимир Якунин. Как утверждается политическими сплетниками, назначение Якунина — вопрос решенный, и в РЖД уже якобы прошли проводы товарища на должность премьера.
Якунин действительно старый друг президента. Может войти к нему, как говорится, без доклада. Является ли это достаточным основанием, чтобы стать премьером и преемником — покажет будущее. Одно безусловно: его активно раскручивало ГосТВ на праздновании Пасхи — именно Якунин ездил за “благодатным огнем” в Иерусалим и потом передал его патриарху. Якунин же некоторое время стоял за спиной Путина в храме, причем в этом специально отведенном месте рядом с президентом стояли только Фрадков, глава администрации Медведев, Лужков и полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Полтавченко. Якунину там находиться было явно не по чину. Но делать вывод о замене премьера из этого рано.
По данным “МК”, на середину дня среды Михаил Ефимович никаких заявлений об отставке не писал и не подавал. Но он встречался утром с Якуниным. Как говорят наши высокопоставленные источники, Фрадков в курсе сложившейся “всеобщей нервозности” и собирался выяснить обстановку лично с Путиным, который должен был прилететь из Челябинска. Как стало известно позже, президент беседовал с премьером после возвращения больше часа. На момент подписания номера никаких официальных заявлений не поступало.
Делать прогнозы — неблагодарное занятие. Тем более когда в наших условиях все решает один человек, любящий преподносить сюрпризы. Но по логике политического процесса, отставка Фрадкова преждевременна. Да, похоже, он выпал из когорты преемников. Но печальные итоги последних нескольких лет окончательно проявятся лишь в начале следующего года. Экономика имеет период запаздывания. И вешать на возможного преемника чужие неудачи — неправильно, даже если хочешь его проверить.
Поэтому Фрадков скорее всего пока останется. Но всеобщая готовность проститься с ним в любой момент, ярко проявившаяся в последнюю неделю, — сама по себе говорит о многом.
СПРАВКА МК:
ЯКУНИН Владимир Иванович. Первый вице-президент ОАО “РЖД” с 2003 г. Родился в 1948 г. в д. Захарово Гусь-Хрустального района Владимирской обл. Окончил Ленинградский механический институт по специальности “инженер-механик”, работал в Госинституте прикладной химии в Ленинграде, служил в армии с 1975 по 1977 годы (имеет медаль “За боевые заслуги”). В конце 70-х — инженер в Комитете по внешнеэкономическим связям при Совмине СССР. В 1982—1985 гг.
— начальник иностранного отдела Физико-технического института им. Иоффе АН СССР. Работал 1-м секретарем в постпредстве СССР при ООН. (Две последние должности наводят на мысль о спецслужбистском прошлом.)
С 1991 года карьера Якунина продолжилась в питерских ТОО и АОЗТ, а в 97-м он становится начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления при Президенте. С 2000 года — замминистра транспорта РФ, потом первый замминистра путей сообщения. В ОАО “РЖД” курирует финансово-экономический блок.