— Сергей Алексеевич, как в МВД России осуществляется процесс планирования и воплощения в жизнь государственного оборонного заказа?
— Специалисты называют это еще формированием и реализацией гособоронзаказа (ГОЗ). Из подразделений поступают заявки, на основании которых формируется сводная потребность в материально-технических ресурсах и необходимых бюджетных ассигнованиях по МВД России. Затем мы должны обосновать эту потребность. А уже потом составляется ежегодный план снабжения.
Сейчас при формировании гособоронзаказа большая часть запланированных лимитов бюджетных обязательств (более 70 процентов) самостоятельно распределяется территориальными органами. Ведь именно руководители территориальных подразделений отвечают за оперативную обстановку на местах, выполнение поставленных служебных задач. Они сами должны определить, что необходимо закупать. Непосредственно они решают, какому подразделению — криминальной службе, или участковым уполномоченным, или лицензионно-разрешительной системе — выделить ту или иную технику. Такая практика полностью себя оправдала.
— Выполнение гособоронзаказа напрямую зависит от поставщиков. Заказчик как бы бросает монету: повезет — не повезет. Как вы решаете проблемы, когда попадается «кот в мешке»?
— Жесткий барьер производителям, не способным выполнить обязательства по заключенному контракту, ставит единая комиссия по размещению заказов на централизованную поставку вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и тылового обеспечения, других материально-технических средств, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России. В ее состав входят представители от финансово-экономических подразделений, правового обеспечения (юрисконсульты), собственной безопасности, а также подразделений, осуществляющих борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями.
Так, в прошлом году ДТ МВД России проведено более тысячи торгов, экономия денежных средств составила 2,8 млрд рублей.
Большинство исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонзаказу, добросовестно выполняют задания.
С нерадивыми же поставщиками ведется претензионная работа, и если они все же не реагируют на выставленные требования — встречаемся в суде. В прошлом году в арбитражный суд было направлено более 200 исковых заявлений на предмет взыскания денежных средств с нарушителей условий исполнения обязательств по государственным контрактам. Отмечу, что, как правило, наши иски судами удовлетворяются.
В результате тщательного контроля со стороны департамента процент недобросовестных поставщиков уменьшился в разы. Предотвращена поставка некачественной и не отвечающей требованиям государственных контрактов продукции на общую сумму свыше 6,3 млрд рублей.
А недавно, 2 декабря, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми отвечать рублем за нарушения теперь будет непосредственно должностное лицо головного исполнителя. За грубое нарушение условий госконтракта виновник может быть дисквалифицирован на срок до трех лет.
Своего рода фильтром стали дополнительные требования к участникам размещения заказов по наличию у них производственных мощностей, технического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов.
Определенную роль в борьбе с нарушениями со стороны исполнителей оборонного заказа играет Рособоронзаказ. Надеемся, что в ближайшем будущем предприятия-банкроты или находящиеся в предбанкротном состоянии, а также те, кто имеет налоговые нарушения или другие задолженности, не смогут участвовать в выполнении работ по гособоронзаказу.
— Начиная с лета специалисты по закупкам всей страны проходят обучение, чтобы досконально знать все, что касается новой контрактной системы…
— Мы не стали исключением. Федеральный закон №44-ФЗ окажет влияние на всю инфраструктуру закупок. Можно сказать, что мы вступаем в сферу принципиально иного подхода к регламентации и функционированию системы государственных закупок, когда в отличие от 94-го ФЗ будут урегулированы абсолютно все этапы, начиная с планирования и завершая оценкой эффективности исполнения контракта.
С этого года в соответствии со ст. 38 закона заказчик, совокупный годовой объем закупок которого превышает 100 млн рублей, должен создать контрактную службу для обеспечения всего цикла закупок. Появится такая служба и в МВД России.
Впрочем, значительная часть положений старого закона о госзакупках (94-й ФЗ) в той или иной форме в новой системе сохранится.
— Исполнился год, как вступил в силу новый Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Что привнес он в работу тыловой службы?
— Теперь в конкурсной документации и документации об аукционе указываются наименование или товарные знаки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию. Это позволяет закупать для органов внутренних дел и внутренних войск МВД России требуемую — проверенную, прошедшую соответствующие испытания — технику.
В целях обеспечения рационального расходования бюджетных средств нами были разработаны методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены контракта (лота), которые направлены в подразделения МВД России для применения в практической деятельности.
В ДТ МВД России была создана комиссия, работа которой заключается в утверждении начальной (максимальной) цены контракта. В состав комиссии вошли представители структурных подразделений министерства, в том числе ГУСБ и ГУЭБиПК МВД России.
Кроме того, прорабатываем вопрос о сотрудничестве с независимыми экспертными организациями в части обоснования начальной цены контракта.
— Существует ли практика долгосрочных контрактов?
— Существует и применяется у нас уже почти два года. Это контракты на поставку продукции с длительным сроком изготовления. Например, командно-штабная машина с электронной начинкой или, допустим, катера, вертолеты. Все это делается под заказ, и заказы, как правило, расписаны на несколько лет. Это выгодно и нам, и, конечно, предприятиям, так как позволяет им планировать и ритмично строить свою работу.
Или так называемые НИОКРы — научно-исследовательские опытно-конструкторские работы. В системе МВД России этим занимается ФКУ НПО «СТИиС» МВД России. Практически все контракты там двух-, трехгодичные.
Схема долгосрочных контрактов обеспечивает гарантированное выполнение гособоронзаказа и своевременное освоение выделенного финансирования.
— Каковы итоги выполнения и перспективы формирования гособоронзаказа на 2014 год?
— С удовлетворением могу отметить, что выделенные денежные средства в 2013 году на закупку материально-технических ресурсов в рамках ГОЗ освоены МВД России в полном объеме.
На 2014 год гособоронзаказ по МВД России сформирован и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации. На сегодняшний день мы уже разместили часть заказов по лимитам бюджетных обязательств 2014 года.
Следующий этап — реализовать выделенные средства на приобретение современной высококачественной продукции, тем самым создать необходимые условия для эффективного выполнения задач, стоящих перед сотрудниками правопорядка.
Наступивший год вселяет больше оптимизма, так как удалось отсечь значительный процент недобросовестных поставщиков. В отличие от прошлых лет сократилось время поставки продукции по гособоронзаказу конечному потребителю. Очень важный показатель, к которому мы стремились. Для этого часть госзакупок была делегирована на места. Стараемся также отгружать продукцию сразу конечному получателю, тем самым сокращая транспортные расходы и снижая нагрузку на склады и базы.
СПРАВКА "МК"
В рамках государственного оборонного заказа для обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД России закупается криминалистическая техника, предназначенная для проведения осмотров мест происшествий и лабораторное оборудование для проведения традиционных и специальных видов экспертиз и исследований.
Ежегодно приобретаются передвижные криминалистические, пожарно-технические, взрывотехнические лаборатории, унифицированные чемоданы.
В рамках ГОЗ были закуплены стационарные и мобильные стенды для производства компьютерных экспертиз.
По информации ЭКЦ МВД России.
СПРАВКА "МК"
Внедрение в подразделениях транспортной полиции современных технологий — это один из наиболее важных факторов повышения уровня безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В настоящее время сотрудниками транспортной полиции успешно используются различные устройства и техника, закупленные в рамках государственного оборонного заказа, которые позволяют выявить в пассажиропотоке оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также лиц, находящихся в розыске.
В истекшем году сотрудниками ОВДТ при помощи технических средств проверено 6,8 млн граждан, находившихся на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, 9,7 млн документов, 2 млн предметов.
С применением металлодетекторов на объектах транспорта обнаружено и изъято более 700 единиц оружия и почти 2 тысячи предметов, запрещенных к проносу на транспорт. Кейсы КПМ и терминалы ТМ позволили выявить около 1,5 тысяч лиц, находящихся в розыске. Использование спецтехники помогло сотрудникам транспортной полиции выявить около 600 правонарушений и порядка 300 преступлений.
В три раза возросло количество случаев выявления наркотиков с помощью мобильных комплексов экспресс-анализа веществ, в шесть раз — оружия с помощью средств обнаружения металлических предметов. На 30 процентов больше выявлено лиц, находящихся в розыске, с помощью технических средств поточной проверки пассажиров и мобильного доступа в разыскные базы.
По информации ГУТ МВД России.