Возможно, ряд экономических санкций, действительно способны нанести некоторый урон экономике России, но точно не эта. Такая угроза скорее отражает смысл поговорки: назло маме отморожу себе уши. И вот почему.
Контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» (с опционом еще на два) был подписан «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS в июне 2011 года. Наши судостроители были привлечена к сделке лишь в качестве субподрядчика французской верфи STX France в Сен-Назере, где сейчас идут ходовые испытания первого корабля «Владивосток» и строится носовая часть следующего. Общая сумма контракта — почти 1,5 млрд. евро.
Если сделку аннулировать, французы не смогут получить большую часть этой суммы, которая выплачивается после исполнения контракта. Они обязаны будут вернуть России все авансы по этому контракту Кроме того, Россия может подать иск к Франции в Международный третейский суд Женевы за невыполнение условий контракта на сумму уже в несколько миллиардов евро. К тому же рабочие верфей в Сен-Назере (а там профсоюз очень силен) вряд ли будут в восторге от подобных мер.
Зато для российских военных это станет большим подарком. Они с самого начала были не в восторге от этой сделки, гадая, кому из наших олигархов, или политиков был выгоден этот контракт? Хорошо помню потерянные лица наших флотоводцев, когда их спрашивали: для чего им нужны эти вертолетоносцы? Какой только чепухи они поначалу ни несли. Не могли даже точно назвать море, куда их отправят — путались в показаниях. Сказать открыто «нам «Мистрали» не нужны», военные не смели (те, кто попробовал, были уволены) - решение принималось на самом верху.
Эксперты тоже недоумевали: вертолетоносец предназначен для проведения экспедиционных операций, то есть высадки десанта на чужой берег, но военная доктрина России таких задач перед нашим флотом не ставит. Он должен оберегать побережье своей страны, экономические зоны государства в морях и океанах, защищать свободу мореплавания на международных морских трассах.
Первые относительно вменяемые объяснения о «Мистралях», прозвучали от главкома ВМФ Высоцкого уже после подписания контракта. Он объявил, что «Мистраль» - это и вертолетоносец, и десантный корабль, и корабль управления, и плавучий госпиталь «на любом удалении от баз флота в морских и океанических зонах». По его словам, «Мистраль» - «корабль проецирования силы и управления».
Хотя, куда собрался наш ВМФ с их помощью «проецировать силу» осталось неясным. Судя по тому, что первые два корабля планировали услать на Тихоокеанский флот, поближе к Курилам, объектом «проецирования» должна была стать Япония. Или Китай — наш стратегический партнер. А, может, Южная Корея. Короче, никаких серьезных военных обоснований для постройки этих кораблей, военным придумать так и не удалось.
В качестве весомого довода их покупки часто приводился аргумент о передаче западными партнерами вместе с «Мисталями» новейших технологий. Позднее, когда договоренности уже состоялись, оказалось, что Франция, как член НАТО не имеет права этого делать. А значит цена в 1,5 млрд. евро за простое «французское железо» была слишком завышенной.
Так что, если бы нам так срочно не потребовалось спасать от разорения чьи-то верфи в Сен-Назере, то аналогичный заказ могли бы получить и российские судостроители, и корейские, и испанские, и немецкие, которые тоже строят подобные корабли. И во всех этих случаях цена была бы значительно ниже, так как пришлось бы исключить некую коррупционную составляющую, которая, по мнению многих экспертов, заложена в российско-французский контракт.
Напрасными оказались и надежды российских вертолетостроителей, которые думали, что смогут посадить на палубу «Мистралей» наши ударные вертолеты типа Ми-24, Ми-28Н, Ка-52, или морские Ка-27, Ка-28, Ка-31. Оказалось, что все они по своим габаритам больше (выше) французских, и под них пришлось бы переделывать вертолетный ангар корабля, что ведет к новым затратам.
Впрочем, военные всегда говорили, что «Мистрали» в любом случае потребуют серьезных вливаний сверх контракта. К примеру: на усиление весьма слабенького вооружения этого корабля (в первую очередь зенитно-ракетного), на строительство специальной береговой базы для их размещения, которой нет, на обучение сотен специалистов для их обслуживания и т.д.
Так что, если теперь наши французские партнеры примут-таки решение о расторжении контракта на постройку «Мистралей», можно сказать, они спасут от серьезной головной боли наших российских адмиралов, которые от души скажут им: большое вам спасибо, наши французские друзья!