Первый день салона кажется самым напряжённым. Экспозицию смотрит глава правительства – все немножко на нервах. Однако в перерывах между протокольными мероприятиями компании успевают делать бизнес. Так, например, главный российский производитель титана успел подписать и отпраздновать допсоглашение с европейским строителем пассажирских самолётов. Сумма не разглашается, но уже давно понятно, что без наших металлургов авиакомпаниям всего мира будет не на чем летать.
Но этот, как и многие другие подписанные на салоне договоры, был, конечно, согласовано загодя. Самое важное, что происходит в бизнес-дни салона, это кристаллизация желаний потенциальных покупателей отечественных изделий военного назначения (гражданская техника сконструированная в XXI веке в России пока особенного энтузиазма не вызывает). Характерную картину можно наблюдать у «Антея-2500». Стоят серьёзные люди восточной внешности и пытаю разработчика: чем комплекс лучше уже известного и привычного С-300? По словам разработчика, радиус действия системы «Антей-2500», больше на 50 километров, ракеты летают заметно быстрее. К тому же, радар «трехсотого» всегда отслеживает запущенные им же ракеты, а следовательно не может сосредоточиться на ведении вражеских целей в условиях активного противодействия средств РЭБ противника.
Среди комплексов ПВО выделяется также новая система С-350Е «Витязь», которая сейчас завершает испытания в войсках.
Кроме самолётов, ракет и радаров на салоне заметно присутствие банков. Премьер в своей речи на открытии отдельно подчеркнул, что финансовые институты – как частные так и государственные – должны сыграть значительную роль в продвижении авиационной продукции на международных рынках. Лизинговые схемы, кредитование может стать значительным конкурентном преимуществом нашей промышленности – деньги вроде как пока в стране есть.
Показаны на салоне и современные ,ближнемагистральные пассажирские самолёты (российский SSJ-100 и украинский Ан-158). Но годы соперничества (да и успехи западных конкурентов), похоже сильно испортили им перспективы. Значительно интересней выглядят новые вертолёты. «Ансат», Ми-38, Ка-62 могут, составить конкуренцию представленным здесь же «Аугустам». По крайней мере на взгляд непрофессионала выглядят они ни чуть не хуже. Что же до эксплуатационных характеристик – тут своё веское слово должны сказать клиенты, в первую очередь военные, так давно порывающиеся закупать VIP-вертолёты для своих нужд.
МАКС 2013: первым делом, первым делом, самолеты